Получи документы

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III

Юлия Кедрова
Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III

Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задача: подобрать и систематизировать методы и техники ручного труда для развития мелкой моторики руки на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III» размещена в разделах

Главной целью занятий является : преодоление речевых нарушений, совершенствование артикуляционной моторики, развитие словаря и лексико-грамматических категорий путем развития и коррекции неречевых функций (кистей пальцев руки) посредством ручного труда.

Основные задачи занятий по ручному труду - совместить игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей в содержание занятий включить пальчиковую гимнастику.

Перед организацией занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня был составлен перспективный план взаимодействия с логопедом подготовительной логопедической группы.

На коррекционных занятиях по ручному труду с логопедом включены упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, которые играют положительную роль в обучении детей с нарушениями речи (см. таблица 4; Приложение В)

Таблица 4 - Структура взаимодействия с логопедом ДОУ по развитию мелкой моторики руки

№ Тема обучающей деятельности Основные методы и приемы

1. «Овощи и фрукты» Использование элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и руки.

Массаж пальцев руки с использованием бельевых прищепок

2 «Поздняя осень» Использование элементов пальчиковой гимнастики способствующей укреплению пальцев руки. Массаж пальцев руки с использованием мелких камешков

3 «Домашние птицы» Использование элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и руки. Массаж кончиков пальцев с легким надавливанием и поглаживанием каждого пальца другой рукой.

4 «Перелетные птицы» Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова по теме. Массаж кончиков пальцев.

5 «Город игрушек» Пальчиковая гимнастика для укрепления кистей и пальцев руки. Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков. Работа с мозаикой - (по схеме)«Городок».

6 «Моя любимая игрушка» Пальчиковая гимнастика (по теме). Массаж кончиков пальцев с использованием карандашей.

7 «Семья» Пальчиковая разминка, направленная на укрепление мышц руки и пальцев. Массаж пальцев руки с использованием чёток.

8 «Одежда и обувь» Пальчиковая гимнастика (по теме). Массаж пальцев с использованием поролона с нашитыми пуговицами.

Занятия охватывали все педагогические моменты и включали включающие фронтальные и индивидуальные коррекционные мероприятия. Обучение проходило в группе, один раз в неделю во второй половине дня длительностью 25 минут.

В содержание занятий ручным трудом включена пальчиковая гимнастика: занятия начинаются с разминки или упражнений для руки с речевым сопровождением; ставятся коррекционные цели и учитываются лексические темы.

Был составлен перспективный план тематического планирования по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью ручного труда (см. таблица5; Приложение Г)

Таблица 5 - Перспективный план тематического планирования занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

№ Тема обучающей деятельности Метод и техника ручного труда Цель

1. «Овощи и фрукты» Метод тестопластика – изготовление овощей из теста с применением элементов рисования Совершенствовать изобразительную технику – учить детей самостоятельно выбирать способ и приём лепки; развивать мелкую моторику руки.

2 «Поздняя осень» Метод - «мозаика из карандашных стружек»- «Осеннее дерево» Познакомить детей с одним из видов мозаики – «мозаика из карандашных стружек»; развивать мелкую моторику руки.

3 «Домашние птицы» Техника коллаж «Цыпленок» ( использование: скорлупа грецкого ореха, перьев, палочки, пряжа и прутики) Учить детей делать из природного материала цыплёнка; закреплять навыки работы с ножницами и пластилином; развивать мышление, фантазию; тренировать мелкую моторику руки.

4 «Перелетные птицы» Техника силуэтного вырезывания, выполнение объемной аппликации с помощью различных материалов (крупы, перьев, палочки и прутики)

«Птица счастья» Освоение техники силуэтного вырезывания, выполнение объемной аппликации с помощью различных материалов; тренировать мелкую моторику руки.

5 «Город игрушек» Техника «папье-маше» - изготовление цветка с использованием элементов бумагопластики Обучение композиционному освоению. Использование приёмов и способов бумажной пластики в создании цветов; развивать мелкую моторику руки.

6 «Моя любимая игрушка» Техника папье-маше – изготовление Матрёшки Развивать монологическую речь детей (рассказывать о своей группе)

Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета.

7 «Семья» Работа со слоёным тестом

«Подарок для мамы» Продолжать развивать умение раскатывать тесто и вырезать стекой, накладывая бумажные детали; соединять детали цветов с помощью мокрой кисточки; развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие.

8 «Одежда и обувь» Работа с тканью «Тряпичная кукла в сарафане» Научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом. Формировать начальные навыки рукоделия.

Развивать тонкую моторику кистей руки ребёнка.

Ознакомление детей с образцами поделок, природным, бросовым, подручным материалом, бумагой, пластилином, фольгой, нитками и выполнение из них аппликаций в виде поделок, игрушек, украшений включал Перспективный план работы тематического планирования занятий для развития моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Материал, с которым работали дети, необходимо было рассмотреть, пощупать, попробовать на прочность, гибкость, необходимо дать возможность детям пофантазировать, задействовав все анализаторы.

Разъясняли детям, что понадобится для изготовления поделки из природного материала клей, ножницы, проволока, ткань и отмечала, чтобы поделка получилась красивой нужно стараться и быть аккуратным.

Была подготовлена наглядная информация по теме, которая была размещена в родительский уголок по теме «Вместе мастерим», «Какие поделки можно сделать в домашних условиях», для того чтобы заинтересовать родителей воспитанников. Темы оказалась очень интересными для родителей воспитанников, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, изучали представленный материал, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов дошкольники стали более внимательны, пополнился словарный запас слов, больше общаются с воспитателем и сверстниками, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Публикации по теме:

Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук  Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, а.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и системным недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Тема: «К нам пришел Мишутка» Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей на игровую ситуацию и желание выполнять действия.

Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Рецензия на конспекты занятий по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Конспекты занятий по математическому развитию старших дошкольников составлены в соответствии с пособием «Развитие математических представлений.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии.

Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
Опубликовано: 1 августа 2016 в 17:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД