Татьяна Прокопенко
Систематизация дидактического материала по лексической теме «Ранняя весна»
▼ Скачать
Тема: «Ранняя весна»
Сроки: 1-2 неделя марта.
Итоговое событие: Конкурс чтецов.
Задачи: Расширять и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной. Закреплять приметы весны (что происходит в природе, жизни животных, людей, названия весенних месяцев. Развивать познавательный интерес, словесно-логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.
Образовательные области
Познавательное развитие
НОД:
1.«К нам весна шагает…» (есть в моем блоге)
2. Беседа по картине И. Левитана «Март»
Публикация «Систематизация дидактического материала по лексической теме „Ранняя весна“» размещена в разделах
3. Краеведение «Март – утро года» (особенности весеннего периода в Сибири)
ОБЖ: «Опасности весной»
Конструирование из бумаги или природного материала
«Кораблик» (для пускания в ручейке)
Социально - коммуникативное развитие:
инсценировка р. н. сказки «Заюшкина избушка».
Ф/игра «Воробей, чирикни».
Художественно - эстетическое развитие
Рисование
1. «К нам весна шагает»
2. «Подснежники»
Аппликация«Ветка вербы» -(с использованием ватных палочек)
Музыкальное развитие:
Хороводная игра «Ясна- красна, приди, Весна»;
Чтение художественной литературы
З. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А. Плещеев «Уж тает снег…» В. Берестов «Гололедица», р. н. сказки «Заюшкина избушка», «Снегурочка».
Физическое развитие
Пальчиковая игра
«Дрозд-дроздок.»
Подвижные игры:
«Весна, весна красная»,
-«Идет Матушка – весна!»
Речевое развитие
Пересказ текстов, придумывание историй о весне, цветах, солнышке;
Загадки.
Д/И «Подбери признак», «Подбери действие», ,
«Скажи наоборот»
Создание условий для самостоятельной деятельности
Внести для рассматривания художественные картины И. Левитан «Март», В. Бакшеев «Голубая весна», иллюстрации по теме.
Выложить в книжном уголке произведения о весне.
Работа с родителями. Папка – передвижка «Безопасность на дорогах. " "Дети и гололед.»
Приложение
ЗАГАДКИ. -Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
-Тает снежок, ожил лужок, день прибывает.
Когда это бывает?. (весной)
-Дует теплый, южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Что за месяц? Кто узнает?. (март)
- Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель,
Месяц к нам пришел….(апрель)
-Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?. (май)
ПОСЛОВИЦЫ О МАРТЕВ марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Иногда и март морозом хвалится.
Март у матери – зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Пришел марток – надевай семеро порток.
В марте курица из лужицы напьется.
В марте вода, в апреле трава.
В марте щука хвостом лед разбивает.
ПРИМЕТЫ В МАРТЕ:
В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде;
В марте первое яйцо – у воронихи;
В начале марта садятся на гнездовья синицы, воробьи подбирают себе пары;
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок;
Если дятел стучит в марте, то весна будет поздней;
Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
«Подбирай, называй, запоминай» (назвать как можно больше слов – признаков, слов – действий)
А) Весна (какая) – ранняя, теплая, долгожданная.
Солнце (какое) - …
Почки (какие) - …
Снег (какой) - …
Б) Солнце весной (что делает) – греет, припекает, ласкает, согревает, светит…
Ручьи (что делают) - …
Лед (то делает) - …
Птицы (что делают) - …
«Скажи наоборот»
Зимой снег чистый, а весной - … .
Зимой дни холодные, а весной - … .
Зимой солнце тусклое, а весной - … .
Зимой погода чаще пасмурная, а весной - … .
Фонематическая игра (различение тембра голоса) «Воробей, чирикни»
Один ребенок сидит на стульчике спиной к детям.
Дети хором произносят:
«Как на крыше на покатой
Воробей сидит лохматый!
Прокопченный, продымленный,
Но весною окрыленный.»
Ведущая вбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи.
Тот говорит: «Воробей, чирикни.» «Воробей» чирикает: «Чик – чирик!» Сидящий должен угадать кто это.
Пальчиковая игра «Дрозд – дроздок»
Дружок ты мой, дрозд, (дети машут сложенными ладонями, как крыльями)
В крапинку хвост
Носик остренький, (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с
Бочок пестренький, большого)
Перья тонкие,
Песни звонкие.
Весной распеваются,
Зимой забываются. (снова машут сложенными накрест ладонями)
Подвижная игры
«Весна, весна красная!»Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Весна, весна красная (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью.
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону по кругу)
С великою милостью!
Со льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, руки вверх)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки)
С хлебами обильными (взявшись за руки, расширяют круг, бегут по кругу)
«Идет Матушка – Весна»
Одна подгруппа детей встают в круг, подняв сцепленные руки вверх, как бы образуя «ворота». Другая, взявшись за руки, проходит в «ворота», обходя каждого стоящего ребенка. Те, кто стоят в кругу поют:
«Идет Матушка Весна,
Отворяйте ворота.
Первый Март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!»
На эти слова дети – «ворота» опускают руки, замыкая круг. Те, кто оказался в кругу, считаются пойманными и на следующий кон встают в круг.