Папки-передвижки

Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях. (4 фото)

Елена Закарян
Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях.
▼ Скачать + Заказать документы

Е. С. Закарян

Задачи обучения обусловлены образовательными целями. В свою очередь, выполнение поставленных задач должно обеспечивать безусловное достижения поставленных образовательных целей. Для осуществления этого применена диалектико-системологическая концепция [1] формирования образовательных задач дисциплины, в основе которой положена идея обеспечения целостности формируемых в процессе обучения знаний всех типов. Целостность знаний, как это следует из концепции, обеспечивается последовательным синтезом антиномичных видов знаний. При этом профессиональные знания, которые в компетентном подходе выражаются через систему профессиональных компетенций, завершают этот синтез, синтезируя теоретические знания и практические знания обучаемого индивида. Таким образом, задача формирования профессиональных знаний приобретает интегральный характер (рисунок 1).

Публикация «Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях,» размещена в разделах

Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях.

Рисунок 1 – Интегральная задача формирования профессиональных знаний

В свою очередь формирование теоретических и практических знаний тоже являются интегральными задачами обучения и, как видно из рисунка 2, их содержание, рассмотренное в синтезе, формирует некоторое логическое ядро, целиком раскрывающее интегральную задачу формирования профессиональных знаний.

Фото №1 Закарян Задачи обучения обусловлены образовательными целями

Рисунок 2 – Логическое ядро формирования образовательных задач обучения

В соответствии с логикой диалектико-системологической концепции исходное логическое ядро формирования образовательных задач обучения может разворачиваться в систему содержательно взаимосвязанных образовательных задач со сколь угодно подробной степенью детализации. При этом все задачи целесообразно сводятся к восьми обобщенным образовательным задачам, которые и формируют системную модель знаний обу-чаемого индивида.

Схема реализации образовательных задач представлена на рисунке 3. Все обозначения принятые в схеме раскрываются далее по основному тексту. Образовательные задачи на схеме обо-значены кружками с двумя входящими и одной исходящей связью и являются структурными связями, т. е. образовательная задача рассматривается как образовательный институт, обеспечивающий целостность формируемых профессиональных знаний при обучении.

Фото №2 В свою очередь выполнение поставленных задач должно обеспечивать безусловное достижения поставленных образовательных целей

Рисунок 3 – Схема реализации образовательных задач (первый уровень)

Фото №3 Целостность знаний как это следует из концепции обеспечивается последовательным синтезом антиномичных видов знаний

Рисунок 3 (продолжение) – Схема реализации образовательных задач (второй уровень)

Первая образовательная задача (1) есть задача формирования теоретических знаний, которые должны включать:

– концептуальные знания [К];

– логические знания [Л];

– теоретические знания как синтез концептуальных и логи-ческих знаний, дающий полное представление о принципах фор-мирования и законах становления объектов предметной области профессиональной деятельности в соответствии с диалектико-системологической концепцией и соответствующей ей методоло-гией (теория деятельности) [Т];

Вторая образовательная задача (2) – задача формирования практических знаний. Эта задача не зависит от первой и может выполняться параллельно с ней, а в ряде случаев даже упреждать ее, что для дошкольного и школьного обучения всегда является предпочтительней. Предположительно, что это будет правильно и в профессиональном обучении. Практические знания должны включать :

знания инструментов и материалов, необходимых для практической деятельности в профессиональной сфере [P];

знания действующих норм и правил осуществления деятельности в профессиональной сфере, которые изложены в нормативно-правовых актах государственного, регионального, местного и производственно-отраслевого уровня [C];

– практические знания осуществления деятельности в профессиональной сфере как синтез знаний инструментов и материалов со знаниями действующих норм и правил организационного развития, который проявляется на уровне умений, навыков, опыта, мастерства и совершенства осуществления деятельности в профессиональной сфере [П].

Третья образовательная задача (3) будет задача формирования эмпирических знаний. Выполнение этой задачи базируется на концептуальных организационных знаниях и на знаниях инструментов и материалов организационного развития, полученных при выполнении первой и второй образовательных задач. Только теперь эти знания рассматриваются в контексте задачи формирования эмпирических знаний об объектах предметной области профессиональной деятельности. Поэтому эмпирические знания включают :

знания гипотез поведения фактических объектов предметной области профессиональной деятельности, обусловленных концепцией [К];

знания инструментов и материалов и их фактического поведения для проверки гипотез [Р];

– эмпирические знания предметной области профессиональной деятельности как синтез знаний о гипотезах поведения объектов предметной области конкретной профессиональной деятельности и фактического поведения инструментов и материалов в профессиональной деятельности, который проявляется в установлении истинности или ложности гипотез их поведения, как знания реализуемых концепций профессиональной деятельности [Э].

Четвертая образовательная задача (4) состоит в формиро-вании методических знаний. Данная задача выполняется независимо от третьей, но методические знания, формируемые при ее выполнении, есть не что иное как логико-смысловое отображение эмпирических знаний. При этом выполнение этой задачи базируется на логических знаниях, обеспечивающих смысловое конструирование сущности поведения предметной области профессиональной сферы и на знаниях норм и правил осуществления деятельности в фактической профессиональной сфере, которые формируются при выполнении первой и второй задачи. Только, как и в предыдущем случае, эти знания теперь представляются в новом контексте, а именно в контексте задачи формирования методических знаний. Отсюда методические знания включают :

знания логических основ поведения объектов, составляющих предметную область конкретной профессиональной сферы и задающих метод профессиональной деятельности, обусловленный логикой поведения предметной области профессиональной сферы [Л];

знания норм и правил осуществления фактической профес-сиональной деятельности для проверки реализуемости методов профессиональной деятельности, задаваемых логикой [С];

– методические знания профессиональной сферы как синтез знаний логических основ, определяющих поведение предметной области конкретной профессиональной сферы и норм и правил осуществления фактической профессиональной деятельности, который (синтез) здесь проявляется в виде знаний реализуемых методик конкретной профессиональной деятельности [М].

Пятая образовательная задача (5)направлена на формирование прикладных теоретических знаний. Выполнение этой задачи, как это теперь понятно, базируется на теоретических и эмпирических знаниях взятых в контексте задачи формирования прикладных теоретических знаний. Здесь объект приложения теории деятельности – повышение эффективности или развитие фактической профессиональной деятельности. Прикладные теоретические знания включают :

знания теории конкретной профессиональной деятельности, обусловленные теорией деятельности [Т];

знания концепций конкретной профессиональной деятельности, обусловленных эмпирическими знаниями профессиональной деятельности [Э];

– прикладные теоретические знания конкретной профессиональной деятельности как синтез знаний теории конкретной про-фессиональной деятельности и концепции конкретной профес-сиональной деятельности, который проявляется как знания при-кладной теории конкретной профессиональной деятельности, выраженной в возможных моделях ее практического осуществле-ния, повышения эффективности и развития [ТП].

Шестая образовательная задача (6) представляет собой синтез теоретических и методических знаний, взятых в контексте задачи формирования прикладных методологических знаний (объект приложения – повышение эффективности и развитие профессиональной деятельности). Прикладные методологические знания включают :

знания методологических основ теории профессиональной деятельности, обусловленные теорией деятельности [Т];

знания методических основ методики осуществления конкретной профессиональной деятельности, обусловленных методическими знаниями конкретной профессиональной деятельности [М];

– прикладные методологические знания как синтез знаний методологических основ теории профессиональной деятельности и методических основ методик конкретной профессиональной деятельности, который проявляется как знания прикладной методологии конкретной профессиональной деятельности, выраженные в методах возможного осуществления конкретной профессиональной деятельности [ЛП].

Седьмая образовательная задача (7) состоит в формировании фактологических знаний конкретной профессиональной деятельности, т. е. систематизированных знаний фактического состояния конкретной профессиональной деятельности. Формирование фактологических знаний есть синтез эмпирических и практических знаний, взятых в контексте самой задачи формирования фактологических знаний. Отсюда фактологические знания включают :

знания реализованных и реализуемых концепций конкретной профессиональной деятельности, обусловленных эмпирическими знаниями конкретной профессиональной деятельности [Э];

знания практически осуществляемой и осуществленной конкретной профессиональной деятельности, обусловленные практическими знаниями конкретной профессиональной деятельности [П];

– фактологические знания конкретной профессиональной деятельности, как синтез знаний реализованных и реализуемых концепций конкретной профессиональной деятельности и практически осуществляемой и осуществленной конкретной профессиональной деятельности, проявляемый как систематизированные и структурированные знания факта практического осуществления конкретной профессиональной деятельности [Ф].

Восьмая образовательная задача (8) состоит в формировании знаний по планированию конкретной профессиональной деятельности, как результат синтеза методических и практических знаний, взятых в контексте этой самой задачи. Знания по плани-рованию конкретной профессиональной деятельности будут включать:

знания реализуемых методик практического осуществления конкретной профессиональной деятельности, обусловленных методическими знаниями профессиональной деятельности [М];

знания по осуществлению системы практических действий, реализующих конкретную профессиональную деятельность, обусловленные практическими знаниями профессиональной деятельности [П];

знания по планированию практического осуществления конкретной профессиональной деятельности (алгоритмические знания) как синтез знаний реализуемых методик практического осуществления конкретной профессиональной деятельности и по осуществлению системы практических действий, реализующих конкретную профессиональную деятельность, проявляемый как знание состава, содержания и последовательности действий по практическому осуществлению конкретной профессиональной деятельности [А].

Таким образом, полученная системная модель знаний структурирует знания, которые должен приобрести обучаемый индивид в результате обучения, причем целостность знаний обучаемого индивида обеспечиваются структурными связями, представленными в модели задачами обучения, которые в свою очередь рассматриваются как образовательные институты, обеспечивающие при выполнении задач обучения целостность формируемых знаний. Поэтому предложенная системная модель знаний, задавая систему задач обучения и логические отношения между ними, становится эффективной основой для разработки программ обучения в образовательных учреждениях любого уровня.

Библиографический список

1. Закарян М. Р. Диалектико-системологическая концепция моделирования, анализа и синтеза деятельности предприятия для выбора стратегии. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1 / Материалы Седьмого всероссийского симпозиума. Москва, 11-12 апреля 2006 г., Под ред. чл. -корр. РАН Г. Б. Клейнера. – М. : ЦЭМИ РАН, 2006. – с. 88-89.

Публикации по теме:

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Системная модель знаний как инструмент изучения и анализа этнических систем народного обучения Е. С. ЗАКАРЯН, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 76», КРАСНОДАР Введение Народная педагогика различных этносов, являясь предметом этнопедагогики [1, 2,],.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях.
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 23:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системная модель знаний как основа разработки программ обучения в образовательных учреждениях.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Закарян (УИ 16719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД