Получи документы

Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате

Кривоногова Светлана Алексеевна
Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате

Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате на основе изучения и сохранения национальной культуры малочисленных народов Севера. В современное время система воспитания детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната является одним из важнейших направлений реализации «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

Публикация «Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате» размещена в разделах

Учёт региональных и национальных особенностей в воспитательном процессе способствует сохранению, развитию и пропаганде национально-культурного наследия народа. Поэтому система воспитательной работы интерната должна опираться на использование традиций и культуры коренных народов Севера, которая складывалась в течение многих веков и способствовала формированию особого типа северянина и решению проблем социализации детей коренной национальности.

Опыт организации работы с детьми в условиях школы - интерната семейного типа показывает, что повышение качества образования воспитанника через обновление содержания воспитательного процесса, использование этнопедагогики и внедрение современных образовательных технологий помогает формировать ключевые компетентности воспитанников : гражданскую, информационную, коммуникативную, социальную, культурологическую. Для успешной адаптации в социуме у выпускников интерната семейного типа также должны быть сформированы практические умения и навыки, активная жизненная позиция, установка на проектирование своего будущего. Ведь в современном мире ценится умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, применять знания для решения жизненных проблем. Поэтому планирую свою деятельность таким образом, чтобы создавать условия для самоопределения и самореализации личности воспитанника.

В одной из старых притч говорится о том, как мудрец пришел к беднякам и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее, тем самым научить овладевать практическими действиями. Организация воспитательного процесса в интернатах должна быть основана именно на системно-деятельностном подходе, использование которого поможет воспитаннику применять свои знания на практике, и как образно сказано в притче научить «ловить рыбу».

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью воспитания является развитие личности. В этом процессе человек, взаимодействуя с миром, самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и его личности, самосознание.

Дети коренных национальностей Севера, которые воспитываются в школах-интернатах оказываются практически в полном отрыве от своих семей. В результате подрастающее поколение теряет тесную связь с этнокультурной средой и традиционной трудовой деятельностью. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Создать оптимальные условия для полноценного развития личности воспитанников группы-семьи считаю основной задачей, поэтому воспитательную систему строю на этнических принципах.

Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин - оленеводов, рыболовов, охотников - и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре воспитанников интерната становится все более актуальной для педагогов.

Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера начала со сбора и изучения краеведческого материала. С воспитанниками группы-семьи создали экспозицию «Ямал – наша родина». На экспозиции подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению. Совместно с подростками группы-семьи регулярно пополняю и обновляю содержание экспозиции.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей. Приобщая воспитанников к культуре здоровья, использую широкий спектр педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики. Проблему сохранения национальных традиций решаю через развитие интереса к национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки. Согласно запретам, которые существуют в культуре малочисленных народов Крайнего Севера, данные виды спорта являются сугубо мужскими, поэтому развиваю к ним интерес у мальчиков. Согласно ненецкой этнопедагогики, много запретов обязаны соблюдать девочки. В частности, девочкам запрещается переступать через веревки, некоторые предметы быта, мужские вещи, к которым относится и тензян (аркан).

Воспитание и приобщение детей к культуре народов Севера через национальные игры, формирование у них коммуникативных и познавательных универсальных действий – это задачи, которые я поставила перед собой, они предполагают тесное взаимодействие воспитанника и педагога, которые позволяют освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся, воспитывают толерантное отношение к окружающим сверстникам. Национальная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом. Обучая детей народным подвижным играм северян, я стараюсь не только сохранить знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогатить физические навыки детей. Интерес к национальным играм побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать новое о своей малой Родине. Детям предлагаю следующие подвижные игры: «Хейро», «Льдинка, ветер и мороз», «Ловкий оленевод», «Ловля куропаток», «Полярная сова и евражки» и другие.

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью воспитываю у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживаю у детей бодрое настроение, активность. После занятий на воздухе у детей создается положительный настрой, поднимается настроение.

Целенаправленная реализация здоровьесберегающих технологий позволила обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, добиться снижения у воспитанников простудных и инфекционных заболеваний. Благодаря реализации здоровьесберегающего направления у воспитанников группы-семьи сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.

Главная составляющая успеха в работе при организации игры с детьми - это мотивация. Правильно подобранные подвижные игры, атрибуты, создают на занятиях радостную, непринужденную обстановку. Участвуя в народных играх воспитанники группы-семьи приобретают опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры дети приобщаются к культуре своей страны, усваивают народные традиции, обычаи, тем самым воспитываю любовь к Родине, к окружающей природе. Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой широкие возможности для формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Для воспитанников начальных классов предлагаю сюжетно-ролевый игры с национальными игрушками. При их организации с воспитанниками отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между воспитанниками распределяются роли с обязательным содержанием. Играть в сюжетно-ролевые игры предлагаю воспитанникам с национальными игрушками. Для мальчиков предлагаю игрушки для охотников (лук, стрелы, ловушки, капканы, для оленеводов (веревка, плетенная из оленьей кожи, черёмуховые кольца, нарты, для рыболовов (мордушка, сеть, лодка-обласок, весло). Использование в игре этих игрушек является основным средством подготовки воспитанника к традиционному труду его предков и позволяет ребенку полнее представить себе реальный окружающий мир своего народа.

Безликих кукол для младших девочек шьют старшие воспитанницы. В коллекции группы-семьи куклы представлены всеми возрастными категориями населения: стариков и старух, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Каждая девочка имеет набор для игры в куклы - маленькие сумочки и мешочки для хранения кукольной одежды, украшений. Играя в куклы, девочка осваивает «школу материнства». По тому, как она обращается со своими игрушками, можно судить, какой она будет хозяйкой.

Считаю, что использование в сюжетно-ролевых играх традиционных игрушек народов Севера является не только средством развлечения, но и вхождения воспитанников во взрослую жизнь, средством приобщения современных детей к культуре народов Севера, средством всестороннего развития ребенка.

При использовании дидактических игр также стараюсь делать акцент на привитие интереса у воспитанников к родному краю, национальной культуре. Так в группе-семье были проведены следующие игры: «Счастливый случай» на тему: «Богатство реки Оби», игра-соревнование «Быт коренного населения Крайнего Севера», игра «Слабое звено» по теме: «Богатство Ямала» и другие.

Воспитанников группы-семьи приобщаю к традиционным ремеслам, искусству своего народа. На традиционных вечерах «Попробуй волшебником стать», которые проводятся в группе-семье, каждый ребёнок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Здесь дети занимаются рукоделием. Все виды рукоделия тесно связаны с культурой и традициями народов Крайнего Севера. На этих вечерах девочки вяжут, шьют, вышивают, плетут изделия из бисера, мальчики изготавливают сувениры. На подобного рода занятиях создается комфортная среда для межличностного общения, у воспитанников развиваются творческие способности, они приобретают жизненно необходимые навыки, у детей развивается целостное восприятие культуры народов Севера. Считаю, что старшие воспитанники профессионально могут изготовить национальную куклу, изделие из бисера, сшить национальные изделия (сумочки, ягушки, сшитые из сукна). Изделия в национальном стиле помогут новому поколению детей обратить внимание на традиции, корни, обычаи народов Крайнего Севера, осуществить связь времён. Изделия детей оформлены в комнате отдыха на экспозиции «Народная культура». Приобретенные воспитанниками умения, станут успешной базой для дальнейшей самостоятельной жизни.

Восприятие и отношение к окружающему миру углубляется, как только дети становятся художниками. Воспитанники группы-семьи любят рисовать, многие из них имеют художественные способности. Коллекция детских рисунков в группе-семье, насчитывает около пятисот. Все работы каталогизированы. На воспитательных занятиях знакомлю детей с орнаментами ненцев, учу видеть и изображать на бумаге родную природу, животный мир, быт своего народа. В школе-интернате регулярно проходят выставки рисунков, где члены группы-семьи являются активными участниками. Темы предлагаемых выставок рисунков разнообразны: «Природа Ямала», «Орнаменты народов Севера», «Я и мой Ямал», «Разноцветные краски Ямала» и другие.

Работы воспитанников группы-семьи также выставляются на районных, окружных и всероссийских выставках. Для воспитанника всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение того, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши воспитанники.

Народы Ямальского Севера создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Большое значение фольклорное наследие имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью сказок, загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.

Сказка играет большую воспитательную роль и является своего рода школой жизни. Воспитанники группы-семьи слушают и стараются подражать героям, которые прославляются в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов. Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Фольклор дает воспитанникам самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Этот жанр отражает то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Пословицы и поговорки служат основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, а способности проявляются и развиваются в деятельности. Поэтому при изучении традиций народов Крайнего Севера особую роль уделяю театральному творчеству. Полученные знания о национальной культуре воспитанники закрепляют в театральной деятельности. В постановках используются красочные национальные костюмы народов севера, хореографические композиции, с доступными возрасту детей национальными движениями, создается атмосфера Крайнего севера: северное сияние, чум, костер. При составлении сценариев к театральным постановкам используются пословицы и приметы народов Крайнего Севера.

Участвуя в драматизации произведений народов Севера, дети учатся выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям. При помощи театрального творчества дети совершают увлекательное путешествие в любое историческое время, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе подготовки театральных постановок воспитанники группы-семьи знакомятся с произведениями местных писателей, приобщаются к музыкальной культуре Северных народов.

Темы театральных постановок различны: «Ассорти ненецких сказок», «Декабрь –месяц большой темноты», «Звездные мастера», сказка «Три сына», постановка «Кто за солнышком пойдет?» и другие. Наши маленькие друзья, ребята подготовительной к школе группы, первыми радуются способностям юных театралов. Малыши – благодарные зрители, а мои ребята горды результатами своих стараний. Таким образом, участие воспитанников в театральных постановках способствует не только усвоению ими традиций своего народа, но и социализации, самоутверждению.

Использование системно-деятельностного подхода в организации воспитательного процесса в группе-семье в условиях интерната и воспитательного потенциала традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера позволяют создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития детей, способствуют личностному росту воспитанников, приобщению детей коренного населения к системе духовных и культурных ценностей своего народа, традиционной культуре.

Публикации по теме:

«Системно-деятельностный подход в разных формах музыкальной деятельности». Старшая группа Изложение может показаться несколько странным, т. к. конспект данного занятия был представлен в виде таблицы. Материалы и оборудование:.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Календарное тематическое планирование воспитательного образовательного процесса в средней группе. Тема недели «Зимние чудеса» 12.12.16 Понедельник Тема: «Зимние чудеса» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Консультация для педагогов Тема: «Системно — деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС до» .

Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки»Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки» "В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень По полям и нивам. Добрая волшебница Все переиначила, Ярко желтым цветом Землю разукрасила".

Работа ШМО по теме «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС» Тема:«Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС». Цель работы ШМО: Создать атмосферу.

Системно деятельностный подход на уроках в начальных классах Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правила переноса слов с удвоенными.

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате
Опубликовано: 16 марта 2017 в 18:54
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД