Татьяна Тараскина
Системы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Системы работы с родителями
Признание приоритета семейного воспитания потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Публикация «Системы работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Трудности педагогов в работе с родителями определяют целенаправленную работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей.
Эта работа состоит из нескольких направлений:
• Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
• Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
• Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
• Повышение педагогической культуры родителей – материалы, помогающие подготовиться к общению с родителями.
• Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
• Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
Открытость детского сада для семьи;
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
• ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
• психолого-педагогическое просвещение;
• вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
• помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности;
• взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
Восхищаться вместе с родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю своих детей.
Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей.
Данную модель можно разделить на три блока:
• информационно-аналитический,
• практический,
• контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок включает:
• сбор и анализ сведений о родителях и детях;
• изучение семей, их трудностей и запросов;
• выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Для сбора необходимой информации нужно разработать анкету для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.
Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов :
Опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.
Данный блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
• просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
• организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами.
Второй блок условно был назван «практическим». В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей нужно провести ряд встреч, на которых они будут иметь возможность познакомиться и получить первичную информацию.
Работа с семьей должна оцениваться педагогами не по количеству мероприятий, нужно анализировать их качество и насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.
Для этого вводится третий блок – контрольно-оценочный. В него включен анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.
Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются :
оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы,
групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.