МААМ-картинки

Сказка, как форма личностного развития ребенка.

алла куркина
Сказка, как форма личностного развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы

в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, тем самым и личностного развития. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит остро. Ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.

Публикация «Сказка, как форма личностного развития ребенка,» размещена в разделах

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения, в виде тревожности, агрессивности, гипер активности и др. Поэтому первоочередной задачей для ученых является изучение психологических факторов, которые формируют развитие личности дошкольника.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме она присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Вот чем вызван интерес к данному вопросу.

В связи с вышеизложенным актуальность работы состоит в необходимости способствовать становлению личности дошкольника, воздействуя на него средствами устного народного творчества в целом и народной сказки в частности.

К сожалению, исследование позволило сделать вывод, что дошкольники нуждаются в целенаправленной работе по ознакомлению со сказками, в помощи в анализе сказки, осознанию поступков героев. В целях развития духовности ребенка необходимо вместе с дошкольником разобрать поступки героев сказки, проанализировать, почему добро побеждает зло, и почему мы должны ровняться на добрых героев.

Для этого мы разработали программу по личностному развитию дошкольников посредством народной сказки под названием «Страна волшебных сказок».

В процессе решались задачи:

1. Нравственное воспитание дошкольников

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

3. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

4. Донести до ребенка идею о том, что насилие порождает ответное насилие.

5. Обучить ребенка навыкам выражения негативные чувства в социально приемлемой форме.

6. Научить ребенка своевременно решать возникающие проблемы.

Взаимодействие осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники сказок, «сказочные» развлечения, тематические музыкальные вечера, театрально-сказочные пятницы, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.

В работе нами использовался наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

В рамках реализации программы «Страна волшебных сказок» было проведено 24 образовательного процесса, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут процесс представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т. д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному педагогом.

Совместное чтение и обсуждение сказок – одна из главных ветвей программы. Помимо того, что дети знакомятся с новыми сказками, вместе со взрослыми они обсуждают ее сюжет, главных героев, делают выводы.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий воспитателя, дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Именно поэтому осуществляется вовлечение семьи осуществление программы «Страна волшебных сказок». При работе в данном направлении использовались различные приемы и формы : дни открытых дверей, когда родители могли не только посетить любые занятия программы, но и принять активное в них участие. Совместно с родителями дошкольники принимают участие в организации выставок – конкурсов по «сказочной» тематике, изготавливают поделки – героев сказок – из природного материала, пластилина, бумаги, картона и т. п.

Также дошкольники и их родители привлекала к участию в праздниках, посвященных сказке, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.

В конце каждого месяца происходит чествование и награждение тех ребят, которые активно принимают участие в программе.

После целенаправленной работы по развитию личности детей дошкольного возраста посредством сказок, нами было проведено повторное интервьюирование детей. Результаты показали, что у дошкольников расширились знания о том, чему учат сказки.

Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, родителями и студентами.

Публикации по теме:

«Красная Шапочка»«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.

Презентация мастер-класса «Ракета» и «Самолёт» из бутылочек из-под питьевого йогурта.Презентация мастер-класса «Ракета» и «Самолёт» из бутылочек из-под питьевого йогурта. чень часто мы отправляем в мусорное ведро предметы и вещи, которые, на первый взгляд, уже исполнили своё предназначение и, скорее всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка, как форма личностного развития ребенка.
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 19:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка, как форма личностного развития ребенка.» (включая файлы) размещена пользователем алла куркина (УИ 4999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД