алла куркина
Сказка, как форма личностного развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, тем самым и личностного развития. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит остро. Ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.
Публикация «Сказка, как форма личностного развития ребенка,» размещена в разделах
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения, в виде тревожности, агрессивности, гипер активности и др. Поэтому первоочередной задачей для ученых является изучение психологических факторов, которые формируют развитие личности дошкольника.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме она присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Вот чем вызван интерес к данному вопросу.
В связи с вышеизложенным актуальность работы состоит в необходимости способствовать становлению личности дошкольника, воздействуя на него средствами устного народного творчества в целом и народной сказки в частности.
К сожалению, исследование позволило сделать вывод, что дошкольники нуждаются в целенаправленной работе по ознакомлению со сказками, в помощи в анализе сказки, осознанию поступков героев. В целях развития духовности ребенка необходимо вместе с дошкольником разобрать поступки героев сказки, проанализировать, почему добро побеждает зло, и почему мы должны ровняться на добрых героев.
Для этого мы разработали программу по личностному развитию дошкольников посредством народной сказки под названием «Страна волшебных сказок».
В процессе решались задачи:
1. Нравственное воспитание дошкольников
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
3. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
4. Донести до ребенка идею о том, что насилие порождает ответное насилие.
5. Обучить ребенка навыкам выражения негативные чувства в социально приемлемой форме.
6. Научить ребенка своевременно решать возникающие проблемы.
Взаимодействие осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники сказок, «сказочные» развлечения, тематические музыкальные вечера, театрально-сказочные пятницы, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе нами использовался наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
В рамках реализации программы «Страна волшебных сказок» было проведено 24 образовательного процесса, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут процесс представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т. д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному педагогом.
Совместное чтение и обсуждение сказок – одна из главных ветвей программы. Помимо того, что дети знакомятся с новыми сказками, вместе со взрослыми они обсуждают ее сюжет, главных героев, делают выводы.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий воспитателя, дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Именно поэтому осуществляется вовлечение семьи осуществление программы «Страна волшебных сказок». При работе в данном направлении использовались различные приемы и формы : дни открытых дверей, когда родители могли не только посетить любые занятия программы, но и принять активное в них участие. Совместно с родителями дошкольники принимают участие в организации выставок – конкурсов по «сказочной» тематике, изготавливают поделки – героев сказок – из природного материала, пластилина, бумаги, картона и т. п.
Также дошкольники и их родители привлекала к участию в праздниках, посвященных сказке, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.
В конце каждого месяца происходит чествование и награждение тех ребят, которые активно принимают участие в программе.
После целенаправленной работы по развитию личности детей дошкольного возраста посредством сказок, нами было проведено повторное интервьюирование детей. Результаты показали, что у дошкольников расширились знания о том, чему учат сказки.
Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, родителями и студентами.