Приложение МААМ

Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей

Ираида Баева
Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель — Баева И. И. Музыкальный руководитель: Моногарова Н.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение: наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является важнейшей нравственной категорией. Поэтому возникает потребность в разработке новых технологий духовно-нравственного воспитания детей.

Публикация «Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

С 2009 года наше Учреждение участвует в инновационной деятельности в сфере образования г. Н. Новгорода по теме: «Создание, апробация и внедрение педагогической технологии нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (научный руководитель Элеонора Павловна Костина, профессор кафедры управления дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук, доцент).

В своей работе мы поставили следующие задачи: воспитывать любовь к родному дому: семье, малой Родине – Нижегородскому краю и большой Родине – России; приобщать детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений; развивать потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Наиболее эффективным и доступным средством формирования духовно – нравственных качеств, на наш взгляд, является русская народная сказка. Педагогическая ценность сказок раскрывается в следующих особенностях, представленных на экране.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Уже 4 года в нашей группе мы используем сказку в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Свою работу мы начали с обогащения предметно – пространственной среды группы, которая подгружает ребёнка в сказку (сказочный коллаж, уголок сказки, разные виды театров, игры направленные на разыгрывание и моделирование сказок и многое другое).

Эффективной формой работы со сказкой является составление цепочек интересных событий. Сущность данной формы работы заключается в том, что герой сказки совместно с детьми проживает все интересные события в группе, будь то режимные моменты; совместная деятельность; дни рождения; разрешение конфликтных, проблемных ситуаций; разработку правил и др.

Данный вид работы со сказкой подразумевает поэтапное решение задач по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Знакомство со сказкой на 1 этапе подразумевает: чтение, рассказывание, рассматривание картин, иллюстраций.

На втором этапе происходит включение героев сказки, педагогом, как в непосредственную образовательную деятельность, так и в режимные моменты. Герой сказки объединяет вокруг себя различные области знаний, содержание которых педагог отбирает из темы диктуемой образовательной программой детского сада.

Таким образом, с помощью сказки мы осуществляем связь между разными образовательными областями, и разными видами деятельности.

Два предыдущих этапа подготавливают ребенка к самостоятельной творческой переработке знакомых сказочных сюжетов.

Третий этап - самостоятельная, творческая деятельность детей.

Работа по воспитанию духовно – нравственных качеств личности стала наиболее эффективна, когда мы установили тесную связь с родителями детей. Нами были апробированы и использованы в практике формирования духовнонравственных качеств личности следующие формы работы с родителями:

Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

Открытые показы воспитательно – образовательного процесса.

Вечера вопросов и ответов.

Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары – собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО).

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье.

Индивидуальные консультации специалистов.

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки – передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Накопление, систематизация, распространение опыта семейного воспитания (мультимедийное представление, оформление персональных выставок, семейных газет, генеалогическое дерево и др.)

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке к праздникам).

Результатом инновационной работы стало повышение нашей профессиональной компетентности по вопросам духовно – нравственного воспитания детей. Данный педагогический опыт был представлен в НИРО на рождественских чтениях на тему: «Первые шаги в овладении основами духовно – нравственного воспитания» (2011год, а также на ежегодной епархиальной педагогической конференции «Духовно- нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях», прошедшей в августе 2011.

Подводя итоги в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию можно сделать следующие выводы: дети стали любознательными, активными; эмоционально отзывчивыми; способными решать интеллектуальные личностные задачи. Кроме того, результатом работы можно считать, победу наших воспитанников в районных конкурсах: семья Пешковых фотоконкурс «Сделаем город лучше», семья Левиных «Украсим главную ёлку района», семья Сербин конкурс информационных технологий «Учитель в моей семье», воспитанники группы принимали участие в районном песенном фестивале «Сормовские соловушки».

Также результатом нашей работы мы считаем взаимодействие с другими детскими садами города и области, которое направлено на обобщение, расширение и внедрение опыта духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Ожидаемый результат:

1. Модель региональной педагогической технологии нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщение и распространение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию в средствах массовой информации.

3. Расширение спектра связей с учреждениями культуры, искусства.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 12 июня 2014 в 12:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Баева (УИ 222435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД