МААМ-картинки

Сказка — это волшебный и увлекательный мир

Любовь Шляпцева
Сказка — это волшебный и увлекательный мир

Педагогическая находка

"Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей"

В. А. Сухомлинский

Публикация «Сказка — это волшебный и увлекательный мир» размещена в разделах

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказки, то это окажет положительное влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который интересен ребёнку.

Сказка входит в жизнь ребёнка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остаётся с ним на всю жизнь

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы, я знакомлю детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

В сказке содержится информация о том:

- как устроен этот мир, кто его создал;

- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

- какие ловушки, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними бороться;

- как приобретать и ценить дружбу и любовь;

- какими ценностями руководствоваться в жизни;

- как прощать.

Основные задачи взрослого в работе со сказочным материалом показать детям:

- что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно;

- показать сказочную ситуацию с нескольких сторон;

- прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях;

- важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе, хотеть выслушать ребенка, использовать мягкие интонации, находиться в позиции глаза в глаза.

Как заинтересовать ребенка:

- красивая книга, серия книг:

- герой сказки (игрушка) : приглашаем в гости к друзьям;

- загадка по сказке.

Методы и приемы работы со сказкой :

-слушание и запоминание сказок;

-обсуждение сказок : почему герой так поступил;

-пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группой детей;

-придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки;

-придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

-творческая работа по мотивам сказки (рисование, лепка, аппликация);

-работа с ролевым поведением через народные игры;

-разыгрывание сказок-инсценировок, кукольный театр, музыкальные спектакли;

-развивающие и дидактические игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными;

-активное использование загадок, пословиц, стишков и др. по мотивам сказок.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют воплотить свои переживания, развивают чувство импатии.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует развитию симпатии, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор игр дидактических игр

Составление перспективного плана

Основной этап или этап реализации

Совместная работа с родителями.

Знакомство с предметно-развивающей средой группы.

Информирование родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Проект «Книжка своими руками»

Выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки».

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, средствами сказки проводим совместно с родителями

Работа с детьми.

Развлечение: Сказка «Теремок»

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

- как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

- что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Итак, попробуем вместе:

Колобок

Чем хвалимся, на том и провалимся.

На языке медок, да на сердце - ледок

Теремок Не бравши топор, жилья не срубишь

Легко взято, легко и потеряно

Репка

Из многих малых одно большое выходит

Капля по капле и камень долбит

Лиса и журавль Как аукнется, так и откликнется

Каков привет, таков и ответ

Лисичка со скалочкой

Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить

Лёгкий хлеб

Хлеб горбом достают

Без труда не выловить и рыбки из пруда

Крошечка-Хаврошечка

Кто правдой живёт, тот добро наживёт

Кто добро творит, того Бог благословит

Маша и медведь Горе горюй, да руками воюй

Зимовье зверей Согласного стада волк не берет

Заюшкина избушка На чужой каравай рот не разевай

Пораньше вставай, да свой затевай

И на силу найдётся пересилок

Заключительный этап

В конце февраля планируем провести театрализованное представление «Рукавичка», по мотивам русской народной сказки с участием всех детей.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Публикации по теме:

«Осенняя сказка про Ёжика и Грибочек». Сказка для детей старшего дошкольного возраста СКАЗКА ПРО ЁЖИКА И ГРИБОЧЕК. Рассказчик: По лесочку, по тропинке Шёл колючий ёжик. Ёжик шёл, ёжик шёл И грибочек нашёл. А грибочек не.

Творческо-исследовательский проект «Сказка-волшебный мир воображения дошкольника» Творческо – исследовательский проект "Сказка — волшебный мир воображения дошкольника" Проект • это цель, принятая и освоенная детьми,.

Консультация для родителей «Увлекательный мир отражения» Уважаемые родители! Я расскажу вам о зеркалах,с помощью которого можно раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети рано начинают обращать.

Фотоотчёт «Увлекательный мир квиллинга»Фотоотчёт «Увлекательный мир квиллинга» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать о волшебном мире квиллинга. Случайно увидела работы, которые мне очень понравились. Стала.

Моя любимая игрушка «Увлекательный коврик»Моя любимая игрушка «Увлекательный коврик» Выполнили: Васюхно Е. А. Гуличева Е. С Как играть: «Увлекательный коврик» познакомит малыша с окружающим миром, поможет ему развить речь,.

Семинар для родителей «Добро пожаловать в увлекательный мир LEGO». В рамках годового плана ""Использование ЛЕГО технологий в формировании познавательной активности у детей 3-4 лет" решила провести семтнар-практикум.

Сказка-мюзикл «Волшебный лес, или По следам Красной Шапочки»Сказка-мюзикл «Волшебный лес, или По следам Красной Шапочки» Сказка – мюзикл «Волшебный лес или по следам Красной Шапочки» Правила подготовки к спектаклю: - не перегружать детей; - не навязывать.

Сказка в стихах «Волшебный колокольчик» АВТОР: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МКДОУ ДЕТСКИЙ САД П. КОБРА, НАГОРСКОГО РАЙОНА ИРИНА ФИЛИППОВНА КОРСУНЕНКО Действующие лица:.

Увлекательный мир оригамиУвлекательный мир оригами Японская мудрость издревле гласит: "Великий квадрат не имеет пределов". Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка — это волшебный и увлекательный мир
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 13:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД