Ольга Романова
Сказкотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте
Ценность сказки многогранна в различных аспектах. Сказки – это наше детство, простые, но поучительные истории о различных мирах и героях. Раньше они передавались из уст в уста. Это не просто информация для развлечения, а определённые обучающие программы, которые могут помочь детям найти своё место в нашем сложном мире.
Сказкотерапия – это психологическая коррекция через сказку, эффективный, мягкий метод работы с детьми дошкольного возраста, особенно с эмоциональными и поведенческими затруднениями. Он основан на приемлемости, притягательности сказки как вида произведения для дошкольников, позволяет думать, мечтать, фантазировать. На разных этапах развития у детей могут появляться проблемы: капризы, непослушание, застенчивость, тревожность, неуверенность, лживость и даже агрессия. Ребёнок часто не прислушивается к просьбам и объяснениям взрослых, а интересную, захватывающую его внимание историю, переживает вместе с героями сказки. Ненавязчиво, в сказочно – волшебной форме, прослеживается положительный пример поведения. Сказкотерапия избавляет детей от навязчивых страхов, может помочь найти решения в сложных жизненных ситуациях, увидеть пути решения возникших конфликтов, понять и принять несправедливость, а часто и жестокость окружающего мира. Ребёнок различает добро и зло. Это прекрасная подготовка ко взрослой жизни.
Публикация «Сказкотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Большой вклад в основу разработки сказкотерапии внесла Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. Она дала своё определение. Сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Для детей дошкольного возраста сказкотерапия проводится с учё том некоторых правил и принципов:
• Уместность. Предполагает выбор времени и ситуации.
• Искренность. Уверенность специалиста дошкольного образования в себе и в эффективности метода.
• Дозированность. Можно делать повторы аудиозаписи или рассказывания моментов, которые больше нравятся и вызывают эмоциональный отклик.
Работая со сказкой, необходимо придерживаться определё нных форм:
1. Рассказывание сказки. Настоящие чувства и переживания ребёнок испытывает во время рассказывания, а не прочтения сказки. Он может комментировать, добавлять, задавать вопросы, сам составлять сюжетную линию.
2. Сочинение сказки. Можно вместе сочинить новую историю, переделать старую сказку, поменяв героев или их качества, сделать героем самого себя.
3. Рисование сказки. После прослушивания можно применить любой вид художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликация по прослушанной истории, чтобы показать свои чувства и тревоги.
4. Изготовление кукол. Кукла – понравившийся герой по сюжету сказки. При изготовлении уходит стресс, тревога, уменьшается страх, наступает расслабление.
5. Постановка сказки. Включает несколько этапов: рассказывание или прочтение, подготовка кукол-персонажей, обдумывание сюжета и затем процесс постановки. Участники выбирают сами роли, наделяют своих героев отрицательными или положительными качествами. Ребёнок раскрывает свой потенциал, освобождаясь от ненужной «скорлупы».
В «сказочной» деятельности для детей очень важно участие взрослых. Так же, как и для самих взрослых. Воспитатели и родители должны быть не просто наблюдателями, не только руководителями, вдохновителями, организаторами – они должны быть непосредственными участниками процесса превращения сказки в живое действо. И самые строгие требования они должны предъявлять к себе: к своей речи, к своим манерам, к собственному контролю над своими эмоциями и настроениями.
Можно сказать, что практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое может дать ребенку представление о любви, добре, счастье и правильном поведении или воспитании. Также ребенок через сказку может научиться познавать реальный мир, а с помощью трансформации сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого перед детьми открываются перспективы собственного роста.
В заключении видим, что сказка становится своеобразным посредником между психологом и ребёнком. Это мягкий и эффективный метод коррекции поведения и выражения эмоций. Сказочная терапия помогает ребёнку стать спокойнее, увереннее, лучше воспринимать окружающий мир, формировать и выражать свои мысли.
Необходимо поменять своё отношение к сказкам. Это не просто истории для весёлого времяпровождения, а приятное, доброе и эффективное средство воспитания детей.