Галина Скороходова
Конспект образовательной деятельности «Новый год в разных странах мира» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Скороходова Галина Васильевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №50» г. Перми
Конспект образовательной деятельности
по познанию социального мира
«Новый год в разных странах мира»
для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Новый год в разных странах мира“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Профессия продавец
- Новый Год в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
• Расширять представления детей о культурных традициях празднования Нового года в разных странах.
• Продолжать знакомить с символами государства – флагом.
• Воспитывать интерес к культуре разных народов, их обычаям и традициям.
• Воспитывать навыки доброжелательного отношения друг к другу в процессе познания.
Материал: карта мира, флаги стран, атрибуты к играм («Чудесный мешочек» : маленькие сладости, «7 блюд на звук С» : 2 подноса, картинки с блюдами, аудиозаписи (новогодняя музыка, звук ветра из «Снежной королевы», «Ламбада», гимн России, семя гречихи, овса и др., бумажное конфетти, выставка традиционных новогодних блюд (приложение 1).
Ход деятельности
Звучит новогодняя музыка.
Воспитатель: Дети! Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы детей) В какой праздник она звучит? (ответы детей) Чем вам запоминается Новый год? (ответы детей) Какое у вас настроение, когда наступает этот праздник? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей в один рассказ : Новый год всеми любимый и радостно ожидаемый праздник. Люди стремятся сделать каждый Новый год запоминающимся на всю жизнь. Для этого они ставят елки – традиционный у русского народа атрибут праздника, заранее готовят подарки, всевозможные сюрпризы, игры, лотереи, аттракционы. И собираются вместе с родными и друзьями. Воспоминая о этих новогодних днях они хранят долго, а бывает, что и всю жизнь!
Воспитатель: Новый год справляют в каждой семье, в каждом доме, в каждом городе, в каждой стране. И везде по-своему. А вы хотите узнать, как встречают Новый год другие народы и даже другие континенты? Есть обычаи трогательные и забавные, поверья и смешные приметы.
Воспитатель: Какие государства ближнего зарубежья вы знаете? (ответы детей) Как отмечают Новый год наши соседи-славяне? (ответы детей) Начинаем веселое путешествие с ближайшей страны!
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: Вот и первая остановка у ближайших соседей – на Украине (прикалывает флаг государства на карту мира). Ее называют житницей, от слова «жито», что означает «хлеб».
Воспитатель: А из чего пекут хлеб? (Мука) А из чего мелют муку? (Зерно) На Украине было принято накануне Нового года детям обходить соседей и сеять из рукава, а то и из мешка, зерна овса, гречихи, ржи, других хлебов. В это время они пели особую «засевальную» песню «В поле ядро, а в доме добро». За это они награждались вкусными гостинцами. Так наши соседи задабривали древних богов земледелия, чтобы дом был полной чашей. Почему зерно и дом – полная чаша?
Воспитатель: Давайте и мы присоединимся и по щепотке семян посеем как символ будущего богатого урожая.
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: Мы с вами в стране Азербайджан (прикалывает флаг государства на карту мира). В этой стране традиции предписывают: на столе обязательно должно быть 7 блюд, названия которых начинаются со звука С – иначе не видать счастья хозяевам в наступающем году.
Воспитатель: Если перенести этот обычай к нам, в Россию, то 7 блюд мы, пожалуй, легко насчитаем. (Игра «7 блюд на звук С»)
Дети делятся на 2 группы: мальчики и девочки.
Детям предлагаются картинки, 2 подноса – каждой команде по 1. Задача игры: как можно быстрее и точно собрать на подносах по 7 блюд, начинающихся со звука С.
Воспитатель: Если вы соберете правильно, то получится символ счастья (Из 7 картинок составить сердце).
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: А вот и Германия! (прикалывает флаг государства на карту мира). Здесь люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Воспитатель: А что нам мешает «впрыгнуть» в Новый год? Ничего! Сейчас зазвучит бой часов, мы забираемся на лавочки и ждем последнего удара, а с ним «впрыгиваем» в приближающийся Новый год!
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: Перед нами Мексика (прикалывает флаг государства на карту мира). Там существует ритуал: гости в Новогоднюю ночь по одному стараются с завязанными глазами разбить подвешенный глиняный сосуд с угощениями и подарками, размахивая палкой.
Воспитатель: А у нас чем-то похожей игрой является игра с «Чудесным мешочком». Я предлагаю вам каждому на ощупь достать новогодний сюрприз, атрибут, угощение. Замечательная вкусная традиция!
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: (загадка о Японии)
Есть на Востоке страна, где солнце встает, где вишня цветет.
В этой стране живет толковый народ,
Умных роботов, игры, приставки он создает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему ее называют страной восходящего солнца? (ответы детей)
Воспитатель: В новогоднюю полночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Считается, что у каждого человека может быть 6 пороков. Какие пороки, плохие черты характера вы знаете? (ответы детей) (жадность, глупость, грубость, легкомыслие, нерешительность, алчность). Каждый порок имеет 18 различных оттенков. С каждым ударом колокола человек избавляется от одного из пороков.
Воспитатель: А ещё совсем недавно в Японии не было традиции отмечать дату рождения. 108 удар колокола в новогоднюю полночь добавляет единицу, 1 год сразу ко всем возрастам.
Воспитатель: Представьте, что сейчас новогодняя ночь и вы в Японии, звучит последний удар колокола. Сколько бы вам стало лет? (ответы детей)
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Воспитатель: Потоками ветра нас перенесло в Бразилию, которая расположена тропиках – самых жарких, горячих местах на земле. Бразильцы знамениты своими страстными натурами, у них – знаменитые футболисты и знаменитые бразильские карнавалы с красочными костюмами и зажигательными танцами. Например, «Ламбада».
Воспитатель: А вот снега в жаркой Бразилии нет! Как вы думаете, что его заменяет? (ответы детей)
Воспитатель: В дни Нового года снега в Бразилии сколько угодно, только он бумажный! Настоящая метель бушует из кусочков бумаги!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас на бразильский новогодний карнавал исполнить зажигательную «Ламбаду».
Звучит «Ламбада», воспитатель разбрасывает бумажный «снег».
Воспитатель: Ребята, в каких странах мы с вами побывали? (перечисляют, стараемся вспомнить последовательность) Что нового вы узнали? (ответы детей) Что вы расскажите или покажите своим родителям? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы возвращаемся в нашу родную страну. Как она называется?
Звучит запись из «Снежной королевы» – звук ветра.
Сразу после нее – запись гимна России.
Воспитатель: Я предлагаю тому, кто узнал Российский флаг среди других (предлагается выбор из нескольких) прикрепить его на карту нашей родины России.
Воспитатель: А наш, российский новый год мы будем встречать в детском саду на нашем новогоднем утреннике. Приглашаем вас, а вы приглашайте своих родителей на веселый праздник. Мы увидим, что Новый год везде разный, и всюду в его праздновании есть общее: надежда на счастье, семейное благополучие. Во всех странах есть поистине прекрасная традиция обязательно помириться накануне Нового года с теми, с кем в ссоре, простить все обиды.
Воспитатель: А сейчас я всех приглашаю на выставку новогодних блюд разных стран мира (приложение 1). Под каждым блюдом подписана страна, читайте.
Приложение 1
Помимо самих блюд выставку дополняют кулинарные книги, журналы, иллюстрации для рассматривания с изображениями и рецептами новогодних блюд народов разных стран, фотографиями традиций празднования Нового года.
Венгрия – чеснок с медом (сладкое и острое, как поцелуй).
Англия – овсяное печенье (форма круга связана с символом солнца).
Камбоджа – горка песка (каждая песчинка означает прощение дурного поступка за год).
Судан – орехи (к счастью, чтобы счастливыми все были, орехи разбрасывают заблаговременно).
Вьетнам – лакомства из риса: сладкий, овощной или мясной плов.
Куба – пьют воду, едят виноградины счастья, всего 12 штук по 12 ударов колокола – это их символ счастья.
Латвия – съесть одну горошину.
Россия – булочки, пироги, кондитерские изделия, сладости в любом виде, подарки.