Анна Овинова
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что за предмет?
Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать.
Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку предметов (мяч, кубик, куклу, машинку, ложку, стакан и пр.). Ребёнок вынимает из мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч) и описывает. Первый раз игрушку описывает взрослый: «Он круглый, имеет объем, синего цвета, с жёлтой полосой и т. д.», потом все игрушки описывает ребенок.
Публикация «Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Когда ребенок усвоит правила игры и проиграет в игру несколько раз, можно усложнить правила игры: ребенок нащупывает в мешочке игрушку или предмет, ощупывает его, называет, если угадал и описывает его форму, размер, плотность и другие признаки.
Угадай игрушку (предмет)
Цель: формировать у ребенка умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: Взрослый на обозрение выставляет 3-4 знакомые игрушки или предмета и описывает игрушку (предмет, а задача детей прослушать описание, после чего назвать этот предмет. Например: Сделана из стекла, прозрачная, с красивым узором, в нее можно наливать воду и ставить цветы (ваза).
Примечание: сначала указываются 1-2 признака, если ребенок затрудняется, то 3-4.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять ребенка в чётком произношении слов.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что стоят на полках).
Взрослый следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил слова, не повторял дважды. Когда ребенок не сможет больше ничего назвать сам, задание можно поменять: назови, что висит на стене, назови, что стоит на полу и т. п.
«Скажи, какой?»
Цель: учить ребенка выделять признаки предмета.
Ход игры: Взрослый вынимает из коробки предметы, а ребенок называет их и указывает на какой-либо признак этого предмета. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?» (маленький, твердый, жесткий, имеет стороны, 8 углов) и т. д.
«Назови больше действий»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Ход игры: Задача ребенка подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) и т. д.
"Закончи предложение"
Цель: употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Ход игры: Взрослый задает ребенку вопрос, ребенок отвечает полным предложением:
• Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
• Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
• Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
• Марина не пошла сегодня в садик, потому что. (заболела)
• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
"Кто кем хочет стать?"
Цель: употреблять в речи трудные формы глагола.
Ход игры: Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем занят мальчик (девочка? (Мальчик хочет сделать макет самолёта. Девочка хочет приготовить салат.) Кем он (она) хочет стать? (Он хочет стать лётчиком. Она хочет стать поваром.). Ребенку предлагается придумать предложение со словом хочу.