МААМ-картинки

Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»

Матвеева Наталья
Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»

Словесные игры в развитии речи детей

Старшего дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия „Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста“» размещена в разделах

Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.

Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч

Ход деятельности

Вводное слово воспитателя.

– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.

«Шарики» артик. гимн.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Итак, первое наше задание – узнайте букву

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук (Ж)

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква (О)

Видим мы метро в Москве,

А над входом буква (М)

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок (И)

У картавого Володи

Эта буква не выходит,

И, конечно, очень странно,

Но выходит у Полкана! (Р)

Воспитатель.

– Какие вы молодцы, угадали все буквы. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вам нужно достать букву, придумать на неё слово. Первую букву достаё т педагог: к – кукла – первый звук [к] – согласный, твёрдый, глухой…потом дети.

– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

– И нас ждёт следующая игра «Поймай слог»

– Я буду «бросать» вам слог, а вы должны превратить его в слово. (Па – папа, ма – мама, ар – арбуз, кош – кошка, рыб – рыбка, со – сова, ли – лиса, мор – морковь и т. д)

– У нас в группе три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике – одно окно, а у второго – два окошка, а в третьем домике – три окошка. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя «селим» в первый домик. Если два слога, то – во второй домик. В третий домик поселим гостя, в названии которого три слога.

1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Бел-ка – 2 слога.)

2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк – 1 слог.)

3. Не на рыбу, а сеть расставляет. (Па-ук – 2 слога.)

4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. (Ку-зне-чик – 3 слога.)

5. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Со-ба-ка – 3 слога.)

– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово :

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без… (ботинок) и (чулок).

И щенков без (носков).

И синичек без (рукавичек).

– Посмотрите, к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот беда, он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица совсем с ним измучилась. Стала она думать, как же быть. Думала, думала, и придумала игру «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Давайте тоже поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю вам мяч и называю слово, а поймавший мяч, должен сказать это слово «наоборот» и бросить мяч мне. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь(«низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь(«близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты(«храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай… («конец»).

Сахар сладкий, а лимон (кислый).

Луна видна ночью, а солнце (днём).

Огонь горячий, а лёд (холодный).

Река широкая, а ручей (узкий).

Камень тяжёлый, а пух (лёгкий).

Физ. минутка «Мы»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ, топ, топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем

И побежим на месте бегом.

– Молодцы! Но игры ещё не закончились.

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе? … (доктор)

Я желаю вам удачи.

Игра «Скажи иначе»

Волшебник – маг

Знамя –(флаг).

Шум – грохот

Смех –(хохот).

Хвала – одобрение

Удача – (везение).

Силач – атлет

Тайна – (секрет).

Отчий – родной

Жара – (зной).

Внезапно – вдруг.

Товарищ –(друг).

Идти – шагать

Плясать – (танцевать).

Верный – надёжный

Трудный – (сложный).

Здесь – тут

Работа – (труд).

– Ну – ка, дети, не зевайте!

Слово быстро изменяйте!

Игра «Один – много»

На берегу росла сосна – а рядом с нею (сосны)

Горит прекрасная звезда – а рядом с нею (звёзды)

Стал красным – красным помидор, а рядом (помидоры)

Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)

– Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Исправь ошибку». Нужно правильно расставить слова в предложениях.

– На белке сидела ёлка. (На ёлке сидела белка.)

– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)

– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)

– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)

– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.

Подведение итогов

– Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось занятие? Что показалось наиболее трудным?

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»
Опубликовано: 18 января 2022 в 10:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД