Папки-передвижки

Словотворчество в дошкольном возрасте

Елена Люкшина
Словотворчество в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в то же время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык, накопленной человечеством тысячелетиями. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Словотворчество представляет собой закономерное явление, т. е. формирование речи в детском возрасте – это не хаос, а определенный процесс, со своими механизмами, закономерностями и этапами.

Публикация «Словотворчество в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Первоначально ребенок в возрасте от года до двух лет усваивает слова, соотнося их только с конкретными предметами. Названия предметов, т. о., являются для него такими же именами собственными, как и имена людей. К концу второго года жизни ребенок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, слово «стол» ассоциируется у ребенка и со столом дома в квартире, и на даче в деревне, и у бабушки. Слово-действие «бежит» можно сказать и про человека, и про собаку. В этом возрасте можно приступать к изучению названий цвета: «зеленое, как трава», «красное, как помидор» и т. д. К трем годам ребенок начинает усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда, передающие обобщенно названия предметов, признаков (большой-маленький, горячее-холодное, действий (все, что летает, растет и т. д.). Конечно же ребенок в этом возрасте имеет полное право говорить слова с фонетической стороны неправильно, искаженно, усеченно. Это явление называется «возрастная дислалия», причина этому – недостаточное овладение артикуляционными движениями и недостаточная сформированность фонематического слуха. При патологии речевого развития наблюдаются более грубые нарушения речи, которые надолго задерживаются. Если же к двум, трем годам речь ребенка не развивается совсем, это самым серьезным образом должно насторожить родителей – в этом случае необходимо обращаться к специалистам за консультацией (врач-психоневролог, психолог, логопед).

Само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В работах А. Н. Гвоздева, который

По наблюдениям за собственным ребенком описал процесс развития фразовой речи у детей, было выделено три периода. В первом периоде, примерно от одного года до двух лет, ребенок выражает свои мысли- желания фразой, состоящей из одного слова («дай») или из нескольких слов-корней («па гу»-пойдем гулять). Во втором периоде, от двух лет до трех лет, внимание ребенка обращено на некоторые правила построения фразы и согласования слов в предложении : он уже начинает изменять слова по числу («один-много», по роду («мой, моя мое») и по падежам («Кому мы дадим морковку?-«Зайчику», «На чем мы поедем в гости?»- «На машине», слова при этом могут звучать усеченно, искаженно, но окончания уже слышны. К третьему периоду, от 3до 5 лет, ребенок уже научился строить предложения, ему есть что сказать и о чем спросить, но часто не хватает слов. Вот тут-то ребенок начинает сам придумывать слова, подходящие по смыслу. Процесс создания новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название «словотворчество». Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок уже может анализировать речь окружающих, вычленять из слов морфемы (суффиксы, приставки и т. д.) и соотносит их с определенными значениями слов. Так, выделив морфему «ниц» из слов «мыльница», «сахарница», «конфетница», ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо и в соответствии с этим значением образует слова типа «сольница». Другой механизм словотворчества лежит в основе неологизмов («копать-лопать», «лопатка-копатка», «вазелин-мазелин»). Это свидетельствует о функционировании в сознании ребенка системы межсловесных связей, и в то же время процесс конструирования слов осуществляется, опираясь на фонетическое звучание.

Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются во взрослой речи те или иные суффиксы и приставки. Например, по аналогии со словом «храбрость» ребенок может сказать «умность», «плохость», «худость», «сладкость», по аналогии со словом «сидение»- «спание», «звонение», «устание», «боление». Слово «воспитатель» может вызвать ассоциации: «думатель», «говоритель», слово «чистота»-«грязнота».

Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова :

Часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»);

К корню одного слова прибавляется окончание другого (слова с «чужими» окончаниями);

Одно слово составляется из двух («синтетические слова»)

«Слова-осколки»-например, «лепь» (то, что слеплено) : «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3г. 6м., «пах» (запах) : «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3г. 6м., «прыг» (прыжок) : «Собака прыгнула большим прыгом» (3г. 10м.)

Слова с «чужим» окончанием-например, «пургинки» (снежинки) : «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3г.) «помогание» (помощь) : «Самому одеваться, без помогания?»(3г. 8м.) «пахнота» (запах) : «Зачем меня водите в эту пахноту? (4г. 7м.) «страшность» (страшное) : «Не рассказывайте про ваши страшности» (6л.)

«Синтетические слова» - например, «ворунишка»- вор и врунишка (3г. 6м.)

«бананас»-банан и ананас (3г. 9м.) «вкуски»-вкусные куски (4г.) «бабезьяна»-бабушка обезьяны (4г.)

В наблюдениях Ушаковой отмечено много «синтетических» глаголов и прилагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит», почайпить («мы уже почайпили») Как получаются «слова-осколки», понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко»,и наконец, «молоко»- отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово «лепь» (то, что слеплено) : мы говорим «лепим», «слеплено» и т. д., ребенок же выделяет ударный слог «леп». Второй способ создания ребенком новых слов-присоединение к корню слова «чужого»окончания- также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово «умность» («Коты первые по умности», а разве он не слышал слов «глупость», «слабость», «робость» и т. д.? Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. «Налить», «набрать», «накидать»- это наши взрослые, обычные слова, а вот новые, детские глаголы: «набулькать», «напирожить» («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, я уже полный живот напирожила»).В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую: «Какое это наказание, что из-за кашля ты не можешь идти в садик»,- говорит мама. «А для меня это не наказанье, а вовсе радование»,- отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее. Интересно также посмотреть, как создаются «синтетические слова». В таких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор-врунишка, банан-ананас, огромный-громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе: например, слова «чай» и «пить» - получается глагол «чайпить», «вынь» и «возьми»- «выньми мне занозу», «все люди», «всех людей» -«всехлюдная», «в самом деле» - «всамделишный», ребенок иногда слышит от взрослого «эскимо на», поэтому картинку, где нарисовано мороженое, он называет «эскимона». Эти слова строятся по тому же принципу, что и «синтетические слова» взрослых :колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным: в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Попробуйте поиграть с детьми в игру «Угадай слово, а если не знаешь, придумай его». Если вначале ребенок будет затрудняться, подскажите ему тот самый неправильный ответ и вместе с ребенком посмейтесь. Тем самым вы будете стимулировать у ребенка внимание к правилам построения новых слов.

Если вы услышали новое слово, которое сам придумал ваш ребенок и использует его для называния чего-либо, попробуйте его проанализировать. Возможно, он использовал фонетическую сходность слов, подходящих по значению. Иногда бывает, что слово непонятно для окружающих из-за серьезных дефектов речи-последнее является поводом для обращения к специалистам.

Для того чтобы словарный запас ребенка пополнялся количественно и качественно, ребенку нужно продемонстрировать те механизмы русского языка, с помощью которых происходит процесс словообразования.

Дома, на прогулке, на даче, в любом удобном для вас месте можно играть в словесные игры, которые закладывают механизмы словообразования.

Публикации по теме:

Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой.

Сенситивные периоды В дошкольном возрасте есть периоды, когда детям легче всего даётся какой-нибудь вид деятельности, когда можно развить или проявить способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словотворчество в дошкольном возрасте
Опубликовано: 1 октября 2014 в 16:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словотворчество в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Люкшина (УИ 248134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД