Наталья Бушуева
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения
Антуан Сент-Экзюпери.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, как много малышей с дефектами речи. К сожалению, данная проблема является одной из актуальных проблем современности. Размышляя над тем, как повысить уровень развития речи малышей, я пришла к выводу, что это можно сделать с помощью развития мелкой моторики рук.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций. В том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Именно поэтому я начала углублённую работу по теме «Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук».
В связи с вышесказанным, главная цель моей работы – развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук для формирования предпосылок учебной деятельности.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
- учить действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия;
- стимулировать развитие речи у детей младшего дошкольного возраста;
- помочь детям с задержкой в развитии речи;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; пространственное мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей;
- повышать уровень речевого развития детей;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- создать предметно – развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
Я составила перспективный план по организации воспитательно-образовательной деятельности, который включил в себя три направления.
Остановимся на первом направлении - образовательная деятельность с детьми.
Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.
В работе я решила использовать весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило бы возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирал ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, тем самым развивая личность.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. И на данном этапе я столкнулась с проблемой: недостаточность предметно – развивающей среды. И началась кропотливая и интересная деятельность по её улучшению.
Я старалась создать среду таким образом, чтобы она определяла направленность деятельности воспитанников, и в то же время решала задачи на развитие мелкой моторики рук. Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, в первую очередь, я приступила к улучшению материалов и оборудования для сюжетно-ролевых игр. Для мальчиков были созданы:
- плотницкая мастерская: они работают инструментами: пилят, забивают гвозди и т. д. ;
- автосервис: разбирают и собирают детали машин.
Для девочек следующие игры:
- салон красоты и здоровья: девочки делают массаж, причёски, маникюр и т. д. ;
- ателье мод: выбирают нужный материал, примеряют куклам и посетителям.
В группе оборудован центр игры с разнообразным материалом: мозаики, пазлы, катушки, бусы, волшебные пуговицы, шнуровки и т. д.
В центре театра и музыки имеются разные виды театров, которые играют важную роль в развитии мелкой моторик рук, и, соответственно, речи воспитанников: пальчиковый и настольный театр, театр теней.
Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки вроде перчатки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Очень нравятся детям пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают с помощью рук и пальцев животных предметы, птиц. Всё это сопровождается интересным текстом, который мы чётко и правильно проговариваем.
Очень большое значение имеют разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование. В центре искусств изготовлены трафареты на разные темы в соответствии с тематическими неделями. Работа с ними увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомляемости. Стараюсь прививать любовь к изготовлению поделок из природного и бросового материала, пластилина. Это очень кропотливая и трудная работа, которая развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересны занятия с использованием бумаги, разных круп, счётных палочек, пробок и т. д. Бумагу дети рвут, мнут, разглаживают, крупы перебирают, из счётных палочек и пробок строят узоры. Упражнения эти имеют терапевтический характер, успокаивают нервную систему. Использую нетрадиционные приё мы рисования: ладошкой, пальцами, оттиском смятой бумаги, поролоном и т. д.
Мной были определены основные принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников :
1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.
3. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
4. Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.
5. Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.
6. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
7. Принцип прочности. Он заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.
Размещаю на информационном стенде консультации, рекомендации, статьи, игры по данной теме, провожу семинары – практикумы, круглые столы, игры, привлекаю родителей к участию в творческих конкурсах, изготовлению игр и пособий.
Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.
Таким образом, включение тематических комплексов различных приёмов по развитию мелкой моторики рук во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников.
Закончить хочется словами В. А. Сухомлинского:
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».