Наталия Жидкова
Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей воспитанников с помощью ролевого участия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие творческих способностей воспитанников через ролевое участие»
Музыкальный руководитель: Н. Ю. Жидкова
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
(Л. С. Выготский)
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие творческих способностей воспитанников с помощью ролевого участия“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом.
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию,
• умение познавать новое,
• живость ума,
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное,
• стремление к открытиям,
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт,
• свободное воображение,
• фантазия и интуиция, в результате которых, появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Итак, возвращаясь к теме моего сообщения для развития творческих способностей важно использовать все виды музыкальной деятельности. Развитие осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем детском саду создается на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, музыкально - спортивных мероприятиях. Проведение праздника в различной форме позволяет творчески развиваться и раскрыться каждому ребенку. А принимая ролевое участие в таких мероприятиях, ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок учится находиться в непростых условиях социума. Поэтому я считаю актуальную проблему развития творческих способностей детей, посредством занятий музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников.
Так при проведении мероприятий наши дети приняли ролевое участие :
Мероприятие Ролевое участие детей Группа
Праздник, посвященный переходу в следующую возрастную группу «Волшебный ключ» Кошка, Мурка, Лисичка, Зайка Старшие, подготовительные группы
Фольклорное мероприятие «Троица» Катенька Старшая группа№1,2,3
Фольклорное мероприятие «Праздник спелых яблок» Солнышко, Лето Подготовительная группа № 1,2
Праздник «Пришла Весна» Бабочки, Цветок, Веснушка, Медведь, Лиса, Заяц Подготовительные группы №1,2
Театрализованное представление «Мешок яблок» Зайчата, Зайчиха, Медведь, Еж, Крот, Бельчата, Волк, Коза, Козлята Подготовительная группа №3
Театрализованная деятельность ко дню смеха 1 апреля. Драматизация сказки на новый лад «Снежный колобок» Колобок, Лиса, Медведь, Заяц, Кошка, Волк, Машенька, Петрушки Подготовительные группы
Фольклорное мероприятие «Посиделки на покров» Подружки Молодицы, Солдатики Средние группы.
Театрализованная постановка по правилам дорожного движения «Колобок-нарушитель» Дед, Баба, Светофор, Медведь, Волк, Заяц, Колобок Подготовительная группа №1
Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке» Лошадка, Свинка, Курица, Кошка, Щука, Жаба, Утка, Мышонок, Мышка Подготовительная группа №2
Праздник «Осень чудная пора»
Картофель, Помидор, Лук, Морковь, Свекла, Огурец, Редис, Капуста
Новогодний утренник Куклы, солдаты Подготовительные группы
Ролевое участие детей - это не только исполнение ролей в сюжетных постановках, но и выступление в роли ведущего: дети могут читать вступительные стихотворения как приглашение к играм, танцам, песням, могут участвовать в беседе с взрослыми героями. Так, например, в новогоднем утреннике дети подготовительных групп взяли на себя роль со ведущих, читали стихи, вступая в диалог со сказочными героями перед музыкальными номерами.
Такая работа с детьми целесообразна в развитии творческих способностей детей, воспитывая у дошкольников активную позицию уверенного в себе человека. Дети перестают стесняться и бояться публики, следят за выразительностью речи и жестов, учатся контролировать свои эмоции. Некоторые, входя в образ изображаемого героя, фантазируют и сами придумывают его манеру поведения.
Очень часто взрослые несерьезно воспринимают «небылицы» маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто нужно сделать вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т. п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.
Интересен опыт проведения проекта «Маму мамочку свою больше всех люблю» в подготовительной группе №2. В праздничную программу для мам было включено театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке», в котором приняли участие не только дети, но и некоторые мамы детей. Родители рисовали маски, помогали делать костюмы. Дети настолько вдохновились идеей выступления перед мамами, что педагоги с трудом помирили детей в ссоре за роли. Выбранные же актеры отнеслись к своей работе с большой ответственностью и больше половины сразу предложили свой вариант изображения своего героя.
Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течение последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно быть дошкольное детство.
Важна роль в данном направлении музыкального руководителя. А, задача всех педагогов – грамотно и интересно организовать работу с детьми, сделать их активными участниками воспитательно - образовательного процесса.