МААМ-картинки

Опыт работы на тему «Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка»

Татьяна Владимировна Ш.
Опыт работы на тему «Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Сообщение

к педагогическому совету

на тему : «Трудовая деятельность-

-путь к социализации личности ребенка».

Подготовила:

Воспитатель группы №15

Шабалина Т. В

Публикация «Опыт работы на тему „Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка“» размещена в разделах

В настоящее время актуальным становиться вопрос, связанный с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. «Научить наших детей обходиться без нас». (Эрнест Леизве).

Чтобы раскрыть тему : «Трудовая деятельность-путь к социализации личности ребенка» необходимо раскрыть, что же такое социализация.

Социализация-это непрерывный процесс становления личности, длящийся в течение всей жизни. Педагогическими аспектами социализации ребенка являются : обучение, дальнейшее воспитание и развитие. Особенности социализации- это адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе- профессиональной деятельности. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых: овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений ребенок эмансипируется от взрослых, приобретая чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых: трудовая деятельность способствует развитию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И в чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. И в-третьих : необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

Составляющей частью трудового воспитания является ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий.

Каковы же задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых :

Формирование интереса к труду взрослых.

Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.

Воспитание стремления оказывать посильную помощь.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых мы начинаем с того, чтобы дать детям конкретные сведения о трудовых действиях, о трудовых процессах. Знакомим с материалами, оборудованием, инструментами для осуществления трудовых процессов. Показываем конечные результаты труда. Обращаем внимание детей на отношение человека к труду, качество действий человека, характер взаимоотношений человека в труде.

Затем от конкретных сведений переходим к обобщенным сведениям:

- О значении труда людей.

- О свободе выбора профессии, возможности проявлять свои творческие способности.

- О почетности и важности любой профессии. И в перспективе намечаем следующие этапы:

труд, как основа жизни людей;

-труд, как основа развития страны;

-труд, как основа благосостояния каждого человека и общества в целом;

труд, как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.

Знакомство детей с трудом взрослых осуществляем через разные виды деятельности : занятия, чтение художественной литературы, наблюдение во время прогулок, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение за трудом сотрудников детского сада, экскурсии.

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, но они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетать с трудом самих детей. Трудовая социализация дошкольников- важный этап их всестороннего развития, формирование необходимых качеств: трудолюбие, усидчивости, терпение, дисциплинированности, прилежания, бережливости, умение доводить начатое дело до конца. Труд-это проявление заботы людей друг о друге. Наша же задача: создать оптимальные условия для развития личности наших детей в различных видах трудовой деятельности, учитывая его способности, интерес, возможности.

Труд детей в детском саду многообразен. Разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мы используем все четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание. Воспитательное значение этого вида труда на наш взгляд представлено, прежде всего жизненной необходимостью. Ежедневное выполнение элементарных трудовых поручений приучает детей к систематическому труду. Через самообслуживание ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких, формируются гуманные чувства, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Используя оккупационную терапию, определяются дежурные по столовой, по занятию, по уголку природы.

Хозяйственно-бытовой труд. Именно этот труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту : протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с тем приучаем заботиться о других людях, формируя благородное желание. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни.

Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию. Мы приучаем детей выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для выполнения задания.

Труд в природе способствует наблюдательности, любознательности, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу- это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда. Осенью мы собираем с детьми семена цветов, собирали листья, укрывали ими молодые плодовые деревья: яблоню, вишню, два кустика смородины у нас на участке, принимали участие в субботнике по облагораживанию игровой территории.

Ручной труд «мастерство рук»- это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения, Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. «Источник способностей и дарований детей- на кончиках их пальчиков». Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (Василий Сухомлинский). В группе есть уголок «Умелые руки». Составлен перспективный план по ручному труду, задания старались подбирать учитывая тему логопеда.

Какова же роль родителей в процессе трудовой социализации ребенка? Она значительна. На них лежит ответственность по формированию трудовых умений и навыков. Ушинский говорил : «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство,- научить его трудиться».

Мы столкнулись с тем, что у родителей нет ни знаний, ни опыта, это показало анкетирование, в том какие поручения давать детям. Мы беседовали с родителями, что нельзя делать за ребенка то, что он может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься, провели несколько консультаций для родителей, подготовили папки-передвижки, приглашали на занятия, организовывали совместную деятельность, решали педагогические ситуации, привлекали самих родителей в проведении фрагмента занятия. Мы разработали рекомендации для родителей по трудовому воспитанию.

Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать, не наказывать трудом, поощрять за старание, не перегружать, придерживаться тех же требований при организации труда, что и в детском саду.

Мы считаем, что добились, того, чтобы родители поняли необходимость совместной работы детского сада и семьи в трудовой деятельности.

В заключении хочется сказать, что желание ребенка все сделать самому, своими руками необходимо поддерживать. Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности. Трудовая деятельность должна вызывать у ребенка только положительные эмоции. Ведь то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчет «Трудовая деятельность детей на прогулке»Фотоотчет «Трудовая деятельность детей на прогулке» Фото отчет "Трудовая деятельность детей на прогулке"Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка»
Опубликовано: 15 июня 2020 в 20:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД