Сообщение на педчасе «Использование в работе с дошкольниками технологий развивающего обучения»

Светлана Могилевец
Сообщение на педчасе «Использование в работе с дошкольниками технологий развивающего обучения»

МКДОУ «Одуванчик»

Сообщение на педчасе

Тема: «Использование в работе с дошкольниками технологий развивающего обучения»

Воспитатель: Могилевец С. П.

п Турма

29.10. 2014г

Современные условия социально-экономического развития страны выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих изменяющихся условиях во - первых, педагогу дошкольного образования необходимо изменить стиль работы

-быть способным и готовым к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

-быть способным к критическому мышлению.

Во - вторых, педагогу важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Основной задачей является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно через исследовательскую деятельность

Главным инструментом исследовательской деятельности в образовании выступает исследовательский метод обучения, который построен на игровой основе.

Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

Сбор материала.

Обобщение материалов.

Сообщение.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы имеем дело не с одним результатом, а по крайней мере с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками: макет, проект, отчет и т. п. Второй - самый важный, назовем его педагогическим.

Для педагога главный результат этой работы не просто детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок». Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих творца от исполнителя.

Для того чтобы познакомить детей с методикой проведения учебных исследований нужно провести три тренировочных занятия.

Прежде чем провести первое занятие, нужно приготовить карточки с символическим изображением «методов исследования» (Приложение 1). Подобрать картинки – «темы» будущих исследований: животные – домашние и дикие, растения, вода, магнит, песок, игрушки Подобрать художественную литературу, энциклопедии.

В беседе с детьми подвести их к тому, что мы будем учеными: будем учиться проводить самостоятельные исследования, как взрослые люди.

Выбираем тему своего исследования с помощью считалки (темы – картинки лежат на столе). Это тема «Кошка». Карточку с изображением темы, кладу на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с «темами исследования» убрала, чтобы не отвлекать детей.

Объясняю детям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, который читают ученые. Но для этого надо собрать всю доступную информацию о кошке и обработать ее. Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает свое исследование каждый ученый? Приходим с детьми к выводу, что сначала надо подумать. Следующий вопрос – «Где еще мы можем узнать что-то новое о кошке?» И т. д. Отвечая на этот вопрос, мы вместе с детьми выстраиваем линию из карточек: 1) «подумать», 2) «спросить у другого человека», 3) «понаблюдать», 4) «провести эксперимент», 5) «посмотреть в книгах», 6) «посмотреть в компьютере», 7) «обратиться к специалисту» (Приложение 1).

Сбор материала. Теперь, когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки – это и есть план исследования

«Подумать». Подумав, приходим к выводу, что кошка – домашнее животное. Для того чтобы это зафиксировать, ребенок, (выбрали заранее, Кирилл рисует на листе домик.

Следующая идея, например: «Кошка бывает большой и маленькой». Рисуем на листе. Большую кошку изображаем большим овалом, с пририсованными к нему ушками, маленький овал – маленький котенок.

Затем, подумав дети отмечают, что кошка имеет разный окрас шерсти (желтого, черного, коричневого, белого).

«Спросить у другого человека». Мы педагоги знаем, что детям трудно спрашивать, задавать вопросы присутствующим и взрослым. В нашем случае дети без затруднения могут спросить у младшего воспитателя, у вошедшего взрослого человека, сходить в другой кабинет, задать вопрос и получить нужный ответ. Дети, задав вопрос другому человеку, узнали, что кошка бывает и дикой. Для закрепления идеи Кирилл рисует схематическое изображение нескольких деревьев (они будут напоминать нам о дикой природе).

«Узнать из книг». У детей старшей группы возникают трудности. Например, дети обращаются к книгам, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Дети листают книги, смотрят иллюстрации. Конечно, на этом этапе кроме воспитателя ребенку никто не поможет. Я вместе с детьми рассматриваю энциклопедии, справочники, иллюстрации. Читаю нужный текст вслух исследователям. И Кирилл фиксирует новую идею.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их исследования может дать и рассматриваемая нами тема. Кошки не редкость дома, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения животного. Можно провести даже эксперименты. Например, как развит нюх, слух. Чем она питается и что особенно любит. Ест ли она что-то необычное.

«Обобщение материалов». Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на мольберте все листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумываем, что можем рассказать по результатам проведенного исследования. Дети легко справляются с этими сложными задачами.

«Сообщение». Как только информация обобщена, надеваю на исследователей академические головные уборы и мантии. Это дает детям значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Я говорю, что наши исследователи делают сообщение – «Доклад о кошке». (Желающие дети – ученые по очереди выходят к трибуне и «читают» свой доклад)

После выступления исследователей устроили обсуждение их доклада, даю слушателям возможность задать вопросы.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Я познакомила детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования.

Уже после второго занятия тренировочного плана доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

Третье занятие: самостоятельное учебное исследование старших дошкольников.

Доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Неважно, что содержательный материал выглядит простым и даже может показаться примитивным. Важно, что формируются ценнейшие качества творческой личности.

Дети обычно настроены по отношению к докладчику критически: к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога, и как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Памятка воспитателю. В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески, для чего необходимо следующее.

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

• прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

• анализировать и синтезировать, классифицировать и обобщать информацию.

Подчеркнем еще раз: эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она, как видим, дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной тематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.

Публикации по теме:

О повышении качества работы педагога посредством самообразования Одним из факторов повышающих качество работы с детьми является самообразование педагогов. Поэтому к выбору темы по самообразованию всегда.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сообщение на педчасе «Использование в работе с дошкольниками технологий развивающего обучения»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 18:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...
Фотоотчет «Как мы Яблочный Спас отмечали…»
Уважаемые коллеги! 19 августа большинство детских садов отметили один из самых ярких праздников лета - Яблочный Спас! Наш детский сад "Ивушка" с Цыпка не...