Видякина Вера Михайловна
Внедрение проектной технологии в работу с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение проектной технологии в работу с детьми подготовительной группы.
Сообщение на педагогических чтениях.
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» г. Микунь.
Видякина Вера Михайловна
2013 г.
Публикация «Внедрение проектной технологии в работу с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению В. Килпатрика).
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Работая в подготовительной группе, мы стали активно внедрять в работу с детьми проектную технологию.
Для детей 6-7 лет характерен Третий этап – творческий, выделенный в развитии проектной деятельности в дошкольном возрасте. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. потребности в создании собственной картины мира;
3. навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
1. выявить проблему;
2. самостоятельно искать нужное решение;
3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. самостоятельно анализировать полученные результаты.
Условия для эффективной реализации проекта :
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы и степень своего участия в коллективной деятельности.
Последовательность работы педагога над проектом :
• педагог ставит перед собой цель, исходя из комплексно – тематического планирования, потребностей и интересов детей;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями (на родительском собрании);
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит мероприятия основной части проекта (игры, наблюдения, поездки);
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
В своей практике в течении учебного года мы реализовали три краткосрочных проекта :
- «Моя семья» с 4 по 20 ноября;
Тип проекта : исследовательский, групповой, краткосрочный.
Цель: воспитание любви и уважения к близким.
План проекта : 1. аналитический.
2. организационный.
3. практический6 беседы, дидактические игры, СРИ, ЧХЛ, продуктивная деятельность (рисование, мастерская открыток, моделирование «Генеалогическое дерево».
Продукт проекта :
Выставка рисунков по темам «Наша дружная
семья», «Моя мама». Открытки для родных.
Выставка генеалогических древ
«Семейный лес»
- «Неделя Коми республики» - последняя неделя ноября;
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Цель: расширять представления детей о республике Коми, продолжать знакомить с народными традициями и обычаями, воспитывать интерес к искусству и бережное отношение к культурному наследию
План проекта : 1. Аналитический – диагностика ЗУН.
2. организационный – составление плана, подбор предметно-развивающей среды и пр.
3. практический: беседы, дидактические игры, СРИ, подвижные Ю, хороводные игры, ЧХЛ, рассматривание произведений искусства, экскурсии в музей, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Продукт проекта : развлечение «День песен и танцев Коми народа»
- «Защитники Отечества» с 16 по 23 февраля.
Тип проекта : информационный, творческий, практико – ориентированный, краткосрочный, групповой
Цель: Формирование у детей среднего возраста представлений о Российской Армии.
План проекта :
I. Подготовительный этап : Определение темы и проблемы, поставка цели и задач; подбор и разработка необходимых материалов, разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения; подготовительная работа с родителями детей, сотрудниками дошкольного учреждения. Распространение буклетов среди родителей, проведение вводной беседы с детьми;
II. Основной этап реализации проекта : реализация проекта через интеграцию образовательных областей;
Работа с родителями : Встречи с папами детей, служившими в Армии (рассматривание армейских фотоальбомов, военного обмундирования)
III этап — заключительный :
Мероприятие: оформление выставки детских рисунков на тему: «Защитники Отечества», стенгазета «Папа - гордость моя», эстафета «Аты, баты мы солдаты».
Темы проектов были выбраны в соответствии с комплексно- тематическим планом.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.