Елена Лякишева
Детский дизайн
▼ Скачать + Заказать документы
В теории и практике дошкольного воспитания всегда уделялось внимание развитию творческих способностей дошкольников. И можно утверждать, что изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности.
Мой интерес с ИЗО не случаен. Я люблю рисовать, мастерить. На протяжении многих лет я знакомила детей с нетрадиционными техниками рисования. Это принесло свои плоды – через знакомство с материалами и их свойствами обогатился сенсорный опыт детей, ознакомление с разными техниками изображения позволило создавать наиболее выразительные образы, воспитывался эстетический вкус.
Публикация «Детский дизайн» размещена в разделах
Освоение нетрадиционных техник позволило нам вполне осознанно подойти к работе по дизайну.
Что же такое дизайн?
В узком смысле – чертеж, проект, замысел, рисунок.
В более широком – художественное конструирование предметов и сред. Дизайн – изобретение прошлого столетия. В наши дни он проник во все сферы жизни и деятельности человека.
Графический дизайн – открытки с котятами,заставки телеэфира, веб-сайты и т. д. Цель - повышение эстетической привлекательности.
Коммуникативный дизайн – журналы, плакаты, книги, афиши, знаки управления движением. Цель – передача сообщения.
Дизайн рекламы. Цель – повышение продаж рекламируемого товара.
Промышленный дизайн (техника, предметы быта). Цель – повышение комфортности владения и использования.
Дизайн интерьера, ландшафтный дизайн и так далее…
Если говорить о детском дизайне, то он делится на дизайн для детей, где дети объекты деятельности, и, собственно, детский дизайн, где дети субъекты
деятельности.
Детский дизайн понимают, как общественно-полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения.
Он может быть предметным и пространственным.
В первом случае это создание и украшение предметов; во втором – деятельность в пространстве с учетом его особенностей и целей дизайна.
Говоря о детском дизайне, мы подразумеваем чаще детей подготовительного возраста, уже имеющих некий художественный опыт. Но начинаем обучение гораздо раньше, еще в средней, а затем и старшей группе
(работа с бросовым материалом, технические навыки работы с клеем, скотчем, цветной пленкой). Еще раньше, в младшем возрасте, раскрываем секреты цвета, композиции, способов рисования и лепки.
Работу необходимо планировать поэтапно. Сначала предполагается сотворчество с взрослым – создаются миниатюры, работы по принципу «Дорисуй», «Докрась», «Дострой»… Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых от замысла до реализации.
Детский дизайн – это высшая ступень во всей художественно-продуктивной детской деятельности.
Занятия дизайном предполагают сочетание видов деятельности, их интеграцию. А это одна из главных сегодня идей развивающего обучения. Интеграция видов творчества дает основание говорить о новом аспекте структуры детской изобразительной деятельности. Основное внимание уделяется активизации художественного опыта детей.
Как же эта деятельность влияет на развитие творческих способностей?
Напомню, что основными компонентами творческих способностей являются:
1. Способности восприятия;
2. Двигательные способности или «умелость руки»;
3. Образное мышление;
4. Способность воображения.
Практика показала, что занятия дизайном:
развивают восприятие и формируют эстетический вкус. Осваивается целый ряд понятий, характеризующих предмет дизайна, почему он красив, гармоничен;
богатый сенсорный опыт позволяет совершенствовать изобразительные возможности и техники исполнения;
развивается воображение и образное мышление (исследуя предметы, дети познают их образы, ключевые действия, способны переносить функции одного предмета на другой, не обладающий ими, задумывают и осуществляют самые смелые дизайнерские проекты).
И, пожалуй, самое главное:
ребенок получает эмоциональное удовлетворение (от процесса творчества, от его результата, от совместной деятельности, где его вклад заметен и важен; от того, что свое «творение» он может подарить близкому человеку (это нравственная составляющая) или увидеть его сколько угодно раз как предмет интерьера или атрибут игры и еще раз погордиться собой.
В этом и состоит, по-моему, ценность занятий дизайном.