Консультация «Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды»

Елена Корзунина
Консультация «Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды»

Методика раннего развития Марии Монтессори:

игра: рамки и вкладыши,

бизиборды

Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо, что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.

Мировую известность Мария Монтессори приобрела благодаря, разработанной ею педагогической системе. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Идея игры «Рамки и вкладыши Монтессори» была взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 - 1952).

Рамки Монтессори являются одним из признанных лидеров в области развивающих материалов для детей от 2 до 7 лет. Они представляют собой набор ярких геометрических фигур-вкладышей из фанеры и «окошек» для них. Это не просто забавная игрушка на один день: с их помощью можно тренировать мелкую моторику и умственные способности, воображение и пространственное мышление ребенка. Методика базируется на развитии индивидуальности малыша: ведь эти рамки- вкладыши не только собираются разными способами, как настоящая головоломка, но и используются во множестве игр.

Эта игра развивает детей в нескольких направлениях:

во-первых: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

во-вторых: готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

в третьих: знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100 х 100 мм, толщиною полтора - два миллиметра. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Рамки- вкладыши Монтессори с простыми фигурами можно предложить ребенку от 1 года, правда играть придется под бдительным контролем взрослых. С 2 лет дети могут уже заниматься самостоятельно: вставлять вкладыши в рамку, называть их цвет, заштриховывать обведенные взрослым фигуры или пытаться обвести их самому. С возрастом следует увеличивать количество рамок: если малышу 2-х лет предлагаются 3-4 рамки с вкладышами простых фигур, то дошкольник уже способен быстро собрать «четырехэтажный домик с окошками», используя все 16 рамок.

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр - 50 мм).

2. Квадрат (сторона - 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

4. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).

7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

10. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

16. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. Задания надо подбирать самому взрослому, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей.

Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше.

Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши - ставнями, которыми фея и закрывает свои «окошки» на ночь плотно-плотно, чтобы «комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи».

Главное - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей старшего возраста, это же задание можно дать как задачу: «сложить 4-этажный дом с четырьмя окошками на каждом этаже».

Можно устроить соревнование – «кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки», например: «Гроза приближается - надо окна закрыть! Кто быстрее?»

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку.

Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него - нет. «Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг».

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: «Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять и больше) кружка («печем блины») или ромба («делаем клумбы»)», т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. «Нарисуй все эллипсы в рядок («огурцы на полке») или равнобедренные треугольники в колонку («елочка выросла»)», причем можно еще предлагать второе условие: «так, чтобы они не касались друг друга» или, наоборот, «чтобы они зацепились друг за друга» («цепочка»).

Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко «отъезжает» от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из пяти человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

3. Раскрась фигуру цветным карандашом. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный «секрет», узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в три-четыре миллиметра, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет.

Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей детей.

Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом - вертикально, в третьем - наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки - великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - два-три миллиметра).

Способов есть несколько. Наиболее простой - первый контур сделать по рамке, а второй контур от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами.

Можно, сделав первый контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда второй контур может выйти таким же, как и первый, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать второй контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой - в толщину карандаша.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге и т. п.

5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их, частично друг на друга или располагая отдельно.

6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

«Правильно!» - одобрительно встречают «зрячие» узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят «налево», и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть «кто больше узнает фигур на ощупь», «кто скорее их узнает» (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять всё первое задание. Но тут надо, соблюдать чувство меры, и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только одну-три рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все шестнадцать вкладышей к шестнадцати рамкам.

8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до десяти и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. «Сорт» здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаемые взрослым или придуманные им самим игры Монтессори:

• усложняются фигуры,

• предлагается собирать их в рамки на ощупь (с завязанными глазами,

• появляется понятие контура и двойного контура (можно обводить рамку и сам вкладыш, или обводить вкладыш, а затем чуть сдвигать его и обводить другим цветом,

• можно не только раскрашивать фигуры, но и создавать с их помощью картинки. Например, ребенку 6-7 лет будет интересно нарисовать, используя вкладыши, и раскрасить «зимний двор»: с помощью кругов появляются снеговики с ведрами-трапециями на головах, а треугольниками разного размера рисуют елочки и пр.

• малыш может вырезать ножницами обведенные на цветной бумаге или на картоне фигуры и сделать из них аппликацию.

Такие задания хорошо развивают не только детскую фантазию, но и прекрасно подготавливают руку к школе, ведь приходится часто обводить и штриховать множество разнообразных фигур. Использующие их в играх дети, приходят в школу, обладая хорошей координацией движений и четким пониманием основ геометрии. Рамки Монтессори - универсальный дидактический материал для развития ребенка от одного года до начальных классов.

Воспитание маленького ребенка – задача не из простых, требующая постоянного внимания со стороны хотя бы одного из родителей.

Родители с маленькими детьми ценят на вес золота каждую свободную минутку. Чтобы таких минуток стало больше, прекрасно подойдет не просто развивающая доска для малышей, а бизиборд своими руками. Название бизиборд произошло от двух английских слов: busy, что в переводе означает занятой, и board, которое переводится как доска. Заполучив подобную игрушку, ребенок на время будет действительно занят и всецело поглощен исследованием такой интересной и умной конструкции. Плюс, подобное времяпрепровождение принесет ему не только удовольствие от игры, но и пользу.

Бизиборд – это методика Монтессори для самых маленьких. Вряд ли крошечному малышу будет интересно, если вы начнете объяснять ему, как работает та же дверная щеколда – он не станет слушать или просто ничего не поймет. Другое дело, когда, играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы – тогда для него это станет поводом для радости и гордости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное – ничего ценного точно не поломает.

Основной целью такой конструкции было развить у ребенка интеллект, воображение и многие бытовые навыки, связанные с моторикой. С тех пор бизиборд многократно изменялся и усовершенствовался, но всегда оставался незаменимым помощником для всестороннего развития мальчиков и девочек.

Использовать подобную конструкцию при занятиях с детьми можно уже с 10 месяцев и до 2 – х летнего возраста, но можно усовершенствовать и использовать детям постарше. В зависимости от сложности конструкции и набора различных механизмов на доске, она будет интересна и пятилетнему ребенку.

Благодаря новым тактильным ощущениям и пальчиковой гимнастике, игры и упражнения с развивающей доской стимулируют у детей развитие:

• мелкой моторики

• логики

• мышления

В настоящее время сложно представить развитие мелкой моторики без использования бизиборда Монтессори. Ещё немаловажная задача, с которой справляются доски – это безопасность. Когда малыш становится способен передвигаться самостоятельно и перед ним открывается огромный интересный мир, требующий исследования, для родителей начинается время постоянных запретов и всевозможных нельзя: отойди от розетки, не трогай провода, не играй маминым телефоном, не лезь в ящик, прищемишь палец, и так до бесконечности. В этом случае на выручку может прийти развивающая доска.

Что может входить в состав развивающей доски:

• кнопки, выключатели и тумблеры. Идеально, если после их нажатия что – нибудь будет светиться и заиграет мелодия;

• навесные замочки, щеколды, шпингалеты, задвижки. Все то, что можно закрыть – открыть, защелкнуть, задвинуть;

• крючки и дверные цепочки. То, что способно за что – нибудь зацепиться;

• дверной замок на батарейках;

• неподключенная розетка и вилка. Это просто отдушина для маленького непоседы;

• молнии, застежки, пуговицы и кнопочки;

• шнурки, веревки, ленты. То из чего ребенок может завязать узел или бантик;

• бусы или счеты. Элементы, которые ребенок мог бы перебирать в руках;

• старый телефонный аппарат, который необходимо крутить пальцем;

• лоскутки из различных материалов. Из них можно изготовить буквы, цифры, вырезать любимых мультгероев;

• картинки с буквами, цифрами, животными или фруктами.

Бизиборд - игровой сенсорный стенд, оснащенный всякими элементами, которые могут передвигаться, вращаться и щелкать, пищать и издавать различные звуки, мигать и просто светиться.

Вот несколько фото для вдохновения:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 210 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Сообщение на тему:

Методика раннего развития Марии Монтессори.

Игра: рамки и вкладыши,

бизиборды

Подготовил:

воспитатель

Корзунина Е. Н.

1 кв. категория

г. Вихоревка, 2018 г.

Публикации по теме:

Методика Монтессори «Чудо-доска бизиборд»Методика Монтессори «Чудо-доска бизиборд» Изучая многочисленные современные методики раннего развития детей мне наиболее понравилась методика Марии Монтессори и один из ее гениальных.

Консультация для «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста» Консультация для воспитателей "Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста"УМЫВАНИЕ. При проведение умывания детей.

Интерактивная консультация для родителей в форме презентации «Знакомство с методом Марии Монтессори»Интерактивная консультация для родителей в форме презентации «Знакомство с методом Марии Монтессори» Составила: воспитатель Кошеленко Юлия Викторовна. Дорогие родители, в нашей жизни всё очень быстро меняется, в том числе и в образовании,.

Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори 1. «Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей.

Методика работы с Монтессори-материалами «Цветные цилиндры» Кроме вставных цилиндров есть еще цветные цилиндры. Это четыре деревянных ящика, в каждом из которых по десять цилиндров. Каждая ящик определенного.

Консультация «Методика раннего выявления дислексии» Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет Оборудование: не требуется. Время проведения: 5-8 мин. Описание методики.

План по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики Марии Монтессори» План по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики Марии Монтессори» Султанова Ф. Р. «Помоги мне сделать это самому!».

Учимся читать по методу Марии Монтессори Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без.

Консультация «Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори» Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая.

Заповеди Марии Монтессори для родителей Уроки жизни Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер,.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация «Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 09:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

9 декабря. День рождения компьютерной мыши

9 декабря исполняется года 51 год компьютерной мыши. Именно в этот день в 1968 году на конференции по вычислительной технике была продемонстрирована «в деле» первую в мире мышка. Это была деревянная...

Консультация для родителей и педагогов «Непослушный карандаш»
Консультации для родителей и педагогов: «Непослушный карандаш» Все знают, как нелегко приучить ребенка держать карандаш правильно. Если сразу не сделать...
Фотоотчет об открытом мероприятии «Путешествие по России в поисках самого красивого...
Фотоотчет открытого мероприятия «Путешествие по России в поисках самого красивого цветка для мамы». Воспитатель Исаева Светлана Анатольевна. Мы живем...
Лепка «Снеговик» в средней группе
Лепка в средней группе «Снеговик» Цель : развивать сенсорный анализ, творчество детей при помощи лепки снеговика из пластилина . Задачи : Образовательные...