Папки-передвижки

Особенности декоративно-прикладного искусства Урала

Ольга Глинина
Особенности декоративно-прикладного искусства Урала

Сообщение на тему:

«Особенности декоративно – прикладного искусства Урала»

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

Лариса Рубальская

Декоративное искусство – один из видов пластических искусств и формирует окружающую человека материальную предметно – пространственную среду, внося в нее эстетическое начало.

Публикация «Особенности декоративно-прикладного искусства Урала» размещена в разделах

Прикладное искусство – это различные виды художественной деятельности, это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой художественный образ.

Доктор филологических наук, президент независимой академии эстетики и свободных искусств, Юрий Борисович Борев, отмечает, что умение человека выявить внутреннюю меру предмета и творить в соответствии с ней, придает всем вещам, созданным человеком, не только утилитарную, но и эстетическую ценность. Вместе с тем, прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, производственной деятельности и быта.

Декоративно – прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и многое другое.

В народном декоративно – прикладном искусстве проявляется родовая сущность человека, которая рассматривается как опыт народа: бытовой, нравственный, духовный.

Региональное декоративно – прикладное искусство вбирает в себя специфику местных условий, социально – исторические, национальные особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края.

Структура культурной жизни уральского региона представляет собой своеобразную триаду: во – первых, это отечественная общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во – вторых, смешанная культура различных наций и народностей России, и в – третьих: собственно, национальная культура наций, живущих на Урале.

Декоративно – прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе.

Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского искусства заключается в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства - одно из главных условий художественно – эстетического развития личности ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала содействует расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.

Декоративно – прикладное искусство Урала представляет собой :

камнерезное искусство, художественную обработка металла (Златоустовская гравюра на стали, Кусинское и Каслинское чугунное литье, бурачный промысел, искусство домовой росписи, лаковая роспись (подносный промысел, шкатулки, сундуки) и многое другое.

Познакомимся поближе с некоторыми видами декоративно – прикладного

искусства Урала.

Искусство домовой росписи на Урале было ярким и разнообразным. Уральский расписной дом – самобытное художественное явление. На Урале расписные дома называли «крашенными со цветочками», а мастеров – красильщиками.

На занятиях по изо деятельности мы с детьми познакомились с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.). Выполнили узорные наличники из соленого теста, раскрасили их гуашью и поместили на макет избы.

Познакомились с юртой - жилищем башкирского и татарского народов.

Рисовали национальные (праздничные и свадебные) костюмы народов, живущих на Южном Урале.

Изготавливали тюбетейки и праздничные узорные ленты с татарским и башкирским орнаментом.

В 2016 году был реализован краткосрочный коллективный проект «Мы живем на Южном Урале, в котором принимали участие четыре педагога детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и два воспитателя) и дети подготовительной к школе группы. Этот проект был представлен на Муниципальный заочный конкурс проектов для педагогов ДОО и занял первое место.

В ходе реализации проекта были расширены знания детей о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, народных играх, музыкальным творчестве, фольклоре.

Согласно региональной программе «Наш дом – Южный Урал», дошкольники знакомились с Урало–Сибирской росписью. Этой росписи свойственна особая техника – мазок. На один край ворса набирается краска основного цвета, а на другой край краска другого цвета и делается несколько мазков на одном месте. Детям понравилось необычное нанесение узора, особенно когда мы делали узор пальцами, вместо кисточки.

Расписывали уральскими узорами матрешек и русские сарафаны, уральские пасхальные «писанки» (искусство миниатюры на яйце, колокола (символ Руси) и украшали уральские валенки.

Изготавливали с детьми различные поделки, изображающие обычаи и праздники народов Урала. Эти поделки неоднократно занимали призовые места в муниципальных конкурсах детского творчества «Урал – батюшка, Россия – матушка» и «Мозаика детства».

В нашем детском саду создан мини-музей «Уральские промыслы», где собраны разные виды камней, литья, росписи по дереву и по камню.

В уголке «Русская изба» - расположены атрибуты быта русского народа, собранные со всех уголков Южного Урала. На первый взгляд незатейливые вещи, а сколько всего потаенного на самом деле хранят в себе эти предметы старины.

Я считаю, что реализация в детском саду региональной парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Елены Семеновны Бабуновой, поможет эффективно сохранить и развить у ребенка светлый и добрый взгляд на историю, культуру, труд людей южно-уральского региона, сформирует умение жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.

Свое выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии и творчества!»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства»Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства» Кто хоть раз видел процесс изготовления изделий из бисера, тот охотно подтвердит: бисероплетение завораживает. Видеть, как россыпь ярких.

Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства Ценностно - смысловое содержание народного декоративно – прикладного искусства[/b] Прежде чем раскрыть содержание данной темы, нам необходимо.

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Конспект занятия по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы России» Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев - дымковской.

Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства» «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. В. Салтыков Сегодня.

Мастер-класс в студии декоративно-прикладного исскустваМастер-класс в студии декоративно-прикладного исскуства 10 октября Дети группы «Барбарики» посетили народную студию декоративно - прикладного искусства «Домовушка» Мы познакомились с работниками.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Уголок народного декоративно-прикладного искусстваУголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности декоративно-прикладного искусства Урала
Опубликовано: 22 декабря 2018 в 20:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД