Получи документы

Сообщение «Теория решения изобразительных задач в изодеятельности»

Башкирова Лидия
Сообщение «Теория решения изобразительных задач в изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Немного истории.

В конце 50-х годов 20 века появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Публикация «Сообщение „Теория решения изобразительных задач в изодеятельности“» размещена в разделах

В 80-е годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ - падагогика. В центре внимания ТРИЗ –педагогики человек творческий и творящий, имеющий богатое, гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идеи ТРИЗ - педагогики заинтересовали многих педагогов, так как своевременное образование выдвинуло задачу воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

В детский сад ТРИЗ – педагогика пришла в 1987 году совершенно случайно. В городе Находке участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. Это по ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем: когда, и с какого возраста начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип: природа сообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Кроме того, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников, это программа коллективных игр и занятий. ТРИЗ призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенное на практике прием ТРИЗ.

Кредо тризовцов: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но в современном мире его надо научить при минимуме затрат достигать максимального эффекта». Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материалы и виды деятельности. Они учат детей выявлять противоречивое свойство предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Решение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Педагог ставит ребенку ситуацию, когда нужно самому найти ответ, т. е. в какой то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Цель и задачи.

В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалке, творческого воображения диалектического мышления.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется как ребенок такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: «Творчество во всем».

Цель «ТРИЗ» - не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих

Процессов, дать в руки воспитателя инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходя из цели можно выделить конкретные задачи :

1. Способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытному детского восприятия.

2. Побуждать детей к наиболее адекватной передаче своих чувств.

3. Познакомить с нетрадиционными видами техники изображения и обучить их использованию.

4. Стимулировать создание графических сред, художественных образов различного настроения, эмоционального состояния.

5. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий.

6. Совершенствовать умение проводить рефлексивный анализ творческих работ с детьми и воспитателем, учить формулировать и словесно выражать свои эмоции и ощущения.

7. Прививать интеллектуальную культуру.

Педагогические условия творческой атмосферы.

Стоит только верно почувствовать, чем живет каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту, занятию и рождается действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

1. Занятие по развитию творческого воображения – импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать и заводить. Возможно самостоятельного выбора ребенком изобразительного материала : цветные карандаши, акварель, гуашь, уголь, тушь, сангину, цветные акварельные мелки; различный бросовый материал: катушки, птичье перо.

2. Ребенку должен принадлежать выбор материала, на котором будет изображение. Это может быть бумага разного цвета, фактуры, накрахмаленная ткань, оргстекло, картон. Все это различной формы и размера.

3. Ребенка необходимо научить различной техники изображения на обучающих занятиях. Учить применять каждый вид изображения отдельно, и в комплексе различные виды.

Виды техники изображений.

1. Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными предме-тами и материалами.

2. Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну опре-деленную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пыльцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т. д. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.

3. Использование «монотипии» - опечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и принимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. В такой технике можно изображать деревья, цветы бабочек. Когда краска высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

4. «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.

5. Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

6. Набрызг и рисование зубной щеткой. Можно изображать дождь на-брызгом, всем ворсом щетки – волны, бахрому, густую траву.

7. Коллаж – сочетание аппликации и рисование, причем аппликации и могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити, и любого бросового материала.

8. Рисование краской прямо из тюбика. Но необходимо научить ребенка выжимать краску нужного объема сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и появится разные оттенки цвета.

9. «Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

10. Кляксография. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 1. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 2. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

11. «Точечный рисунок». Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера.

12. Рисунок на мятой бумаге. Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

13. «Пушистый рисунок». Наносят изображение мылом, свечой. Сверху покрывают краской.

14. Рисунок через копировальную бумагу. Используется копировальная бумага разных цветов. Изображение наносится пальцем, палочкой.

15. Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду – две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день).

16. «Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.

17. «Цветные ниточки». Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают лист.

18. «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок. Особое место при развитии творческого воображения отводится художественной ассоциации.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Консультация для родителей «Развивающие игры ТРИЗ» Дорогие родители! Мы с ребятами нашей группы осваиваем инновационные проектно-поисковые технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение «Теория решения изобразительных задач в изодеятельности»
Опубликовано: 24 января 2015 в 15:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение «Теория решения изобразительных задач в изодеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Башкирова Лидия (УИ 301238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД