Наталья Шут
Сообщение «Система работы по экологическому образованию дошкольников в ДОУ в рамках программы «Эко-школаЗеленый флаг»
▼ Скачать + Заказать документы
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России, и в каждом отдельном регионе.
Страшно осознавать, что от невежественного вмешательств человека в дела природы, исчезают с лица земли реки, вырубаются леса. От личной ответственности каждого за сохранность природы зависит, каким станет лик Земли.
Публикация «Сообщение „Система работы по экологическому образованию дошкольников в ДОУ в рамках программы „Эко-школаЗеленый флаг“» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего дошкольного учреждения встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Попытка решение проблемы недостаточной форсированности экологической воспитанности и культуры у детей и взрослых, возможно, не только через реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, но через внедрение в практику работы опыт международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг».
На протяжении пяти лет наше дошкольное учреждение является участником международной программы «Эко - школы/Зеленый флаг». Международная программа «Эко - школа/Зеленый флаг» по экологическому образованию и управлению направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и преумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 – х до 17 лет. За годы участия программы в России разработаны подходы к проведению ее в детских садах.
Придерживаясь методологии программы «Эко - школа /Зеленый флаг» основанную на семи шагах, позволило, нам выбрать наиболее важные на наш взгляд проблемы и усилить работу по данному направлению. В основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения были включены такие темы, как «ЗОЖ», «Изменение климата», «Водные ресурсы», «Твердые бытовые отходы». Данную программу педагоги используют в различных видах детско-взрослого взаимодействия. Рассмотрение и проживание темы «Твердые бытовые отходы», «Изменение климата» в дошкольном образовании является уникальным, т. к. данные темы раньше с малышами вообще не обсуждались, а сейчас с ведением в программу регионального компонента, работа по проблемам данных тем в разрезе своего города и региона становиться очень актуальной.
Работа строится на семи основных шагах программы :
1 шаг программы «Создание Экологического совета».
Совет организует и направляет деятельность школы. В состав Совета обязательно входят воспитанники, педагоги, технический персонал, родители и представители администрации округа. Кроме того могут также входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций.
В нашем дошкольном учреждении совет был сформирован по принципу: начни с себя и своей семьи, поэтому первыми в него вошли сотрудники, дети которых посещают дошкольное учреждение и педагоги, неравнодушные к проблемам экологии. Экологический совет принимает участие в составлении планирования работы, организации конкурсов, проектов среди педагогов, родителей, детей, участвуют в проведении мониторинга и оценки деятельности.
2 шаг «Проведение исследования экологической ситуации». Исследование начинается с определения воздействия человека, детского сада на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды, электроэнергии, озеленение территории детского сада. Каждый раз при выборе новой темы проводится исследование экологической ситуации, ведь на нее влияют не только внутренние факторы – работа дошкольного учреждения по выбранной проблеме, но и внешние - ситуация в городе, регионе.
3 шаг «Разработка плана действий».
Информация, полученная на втором шаге, используется при составлении плана действий. В плане формулируется цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, были запланированы и проведены акции по сбору макулатуры и направление ее на переработку, в которой приняли все участники образовательного процесса, запланирована просветительская работа с персоналом ДОУ о своевременное выключение света, уменьшению потреблению воды. Для детей запланированы экскурсия на метеостанцию, беседы, наблюдения, исследовательская работа. Совместно с родителями прошли конкурсы «Ловушки для ветра», «Вторая жизнь мусора», фотовыставка, выставка рисунков, изготовление книжек. Для педагогов был организован конкурс «Календарь погоды», конкурс на лучший экологический кодекс группы, лучшую методическую разработку по теме «Изменение климат».
4 шаг «Мониторинг и оценка».
В течение года проводился периодический контроль и оценка промежуточных результатов воспитательной работы с детьми и образовательной работы с родителями, который позволяет отмечать продвижение к цели и при необходимости корректировать действия.
5 шаг «Включение тематики в различные разделы образовательной программы».
Различные аспекты выбранной экологической проблемы изучаются детьми во всех видах деятельности. Весь детский сад участвует в практических мероприятиях, например по раздельному сбору мусора, по экономии воды и энергии. Таким образом, экологическое образование интегрируется в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения. Разрабатываются методические материалы по использованию экологической тематики во всех направлениях развития ребенка.
6 шаг Предоставление информации и сотрудничество.
Дошкольное учреждение устанавливает связи с другими организациями, сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекает их в качестве экспертов. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации.
7 шаг Формулировка и принятие экологического кодекса.
В конце учебного года составляется экологический кодекс группы, детского сада, семьи, отражающий стремление каждого улучшить состояние окружающей среды.
Что дает участие в программе?
Прежде всего, мы видим результат совместной работы педагогов ДОУ, социума и родителей, который заключается в том, что:
*у детей воспитывается ответственность и формируется гражданская позиция;
*расширяются знания об окружающей среде;
*создаются новые методические материалы;
*повышается квалификация педагогов;
*информация о деятельности учреждения размещается на международной страничке в Интернете;
*предоставляется возможность участия в международных программах эко-школ, получению грантов.
В рамках международной программы происходит объединение детей, педагогов, родителей и представителей ближайшего социума в единый коллектив не равнодушных к проблеме ухудшения состояния окружающей среды, что способствует формированию основ правильного отношения к природе, труду, обществу и постепенному переходу на путь устойчивого развития. Все участники образовательного процесса придумывают и мастерят вместе с детьми костюмы и поделки из использованных упаковок, разрабатывают семейные Экологические кодексы поведения, выращивают рассаду для участия в конкурсе на лучшую клумбу, принимают участие в акциях по сбору макулатуры, участвуют в экологических сценках.
Формировать осознанно-правильное отношение к природе – значит растить отзывчивых, добрых, милосердных детей. Работая в рамках программы «Эко - школа/Зеленый флаг» по приоритетным темам, мы осуществляем подготовку детей необходимую для полноценной жизни в 21 веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.