Валентина Николаевна Стасюк
Элементарное моделирование с помощью ложек детьми, имеющими нарушение слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение: «Элементарное моделирование с помощью ложек детьми, имеющими нарушение слуха».
Деревянные ложки давно стали не только предметом быта, но и полноценным музыкальным инструментом, на котором дошкольник может играть замысловатые ритмы создавать импровизации, доставляя радость себе и окружающим. Но применение ложек не ограничивается только музыкальным воспитанием, их сфера значительно шире. Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, подвижности пальцев и координации рук ребёнка. А это оказывает воздействие и на развитие детской речи, мышления, памяти, произвольности внимания.
Публикация «Элементарное моделирование с помощью ложек детьми, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С помощью ложек дети как самостоятельно, так и при участии взрослого могут заниматься элементарным моделированием, выкладывая по образцу или по памяти различные геометрические фигуры, цифры и даже фигуры- образцы неживых предметов и живых существ. Такие упражнения развивают у дошкольников пространственно-образное мышление, концентрируют внимание, память, а также развивают межую моторику пальцев рук. Таким образом, ложки выступают в роли предметов-заменителей, наделённых неспецифичными свойствами.
Процесс выкладывания, церестраивания ложек интересен детям, так как это прежде всего игра, что дополнительно мотивирует детей заниматься, развиваясь, дальше.
Представленные варианты выкладывания различных рисунков позволяют заниматься детям как по схеме, так и самостоятельно придумывать, творить.
С чего начать? Прежде всего, необходимо подготовить удобное плоскостное пространство для моделирования. Это может быть ковёр или ковролин без каких-либо изображений. Лучше, чтобы ложки были с разным рисунком.
Это расширяет поле для творчества и образного мышления ребёнка. Перед выполнением задания детям предлагается дать характеристику того объекта, который будет создан с помощью ложек.
При моделировании важно, чтобы применяемые методы носили проблемный, поисковый характер, что повышает умственную активность. Ребёнок, анализируя объект, который хочет создать, вычленяет его характерные особенности.
Самый элементарный уровень моделирования - ребёнок создаёт фигуру по образцу. Перед ребёнком находится карточка с выложенным образцом, а он, копируя расположение ложек, пытается выложить похожую фигурку. Выполнение этого задания способствует развитию пространственного мышления.
Когда необходимо точно скопировать пропорции фигуры, установить ложки в определённой последовательности. Усложнить задание можно, показав карточку с образцом в течение непродолжительного времени. Ребёнок должен запомнить образец фигуры и попытаться создать его по памяти.
Более сложный уровень: ребёнок, получив название фигуры, должен создать его самостоятельно. Подобное задание уже требует определенного уровня подготовки и навыков моделирования.
Основные методы, которые применяются при моделировании с помощью ложек. -)
1. Перед тем как предложить детям выложить ту или иную фигуру можно загадать загадку или рассказать стихотворение.
Это позволит сделать процесс более увлекательным: к тому же при этом решаются ещё и вопросы речи.
Например:
Падают с неба мягкие льдинки,
Это пушистое чудо (снежинки).
На нём люди отправляются в полёт, Похож на птицу (самолёт).
Ребёнок, отгадав загадку, выкладывает образ – фигуру.
2. После создания модели можно предложить её описать. Ребёнок может рассказать о форме, Об общих свойствах предмета, о том, из каких частей он сделан. Например: самолёт летит, снежинка падает, самолётом управляет лётчик, снежинка падает с неба.
3 Можно также предложить ребёнку сделать две фигуры и сравнить их между собой, рассказать, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Такой путь позволяет комплексно воздействовать на слуховую, зрительную и образную сферу ребёнка, развивать аналитические качества.
4. После того как дети выложат фигуру, можно попросить посчитать вслух, сколько ложек им понадобилось.
Когда дети выкладывают геометрические фигуры они получают и элементарные математические знания. Они могут посчитать, сколько сторон, сколько углов имеет та или иная фигура, чем они отличаются друг от друга. С помощью выложенных из ложек цифр можно предложить детям решить несложные математические задачи на сложение и вычитание. Также можно предложить следующее задание: с помощью определённого количества ложек выложить как можно больше фигур. И получается, например, что из шести ложек можно выложить прямоугольник, снежинку, самолёт, домик и другие образы, придуманные детьми. Подобное упражнение развивает образное восприятие, внимание, креативность и поисковую направленность мышления.
Выкладывая фигуры, ребёнок передвигает ложки, манипулируя ими (развивая мелкую моторику рук, переставляет в разном порядке для получения конкретного результата, тем самым развивая наглядно- действенное мышление, через осуществление определенных действий с ложками создаёт наглядные образы. Ребёнок в основном выходит на результат методом подбора, не выстраивая в уме особых логических связей и планируя действия- преобразования.
Фигуры могут быть созданы, когда один образ, путём добавления или убирания необходимого количества ложек, трансформируется в другой. Более высокий уровень наблюдается тогда, когда в процессе создания образов фигур ребёнок соотносит представляемый будущий образ с тем, что он непосредственно выкладывает. У него развивается наглядно-образное мышление. Оно позволяет уже без выстраивания дополнительных мыслительных алгоритмов решать практические задачи. Ребёнку достаточно подумать, сориентировать в пространстве предметы-составляющие - и он построит ту или иную фигуру без липших подборов и проб. Таким образом, планирование действий в уме позволяет достигать результата и создавать завершённую фигуру.
Для дальнейшего развития логического мышления необходимо, чтобы дети делали словесное описание производимых мыслительных и практических операций. Это позволяет им лучше понимать причинно-следственные связи производимых действий, научить мыслить, рассуждать и обобщать. И созданный объект конструирования может соответствовать не только образцу, но и будет являться продуктом замысла и творчества самого ребёнка. Таким образом, его мышление развивается от репродуктивного до образно-логического. В процессе моделирования может участвовать как один ребёнок, так и несколько детей, объединённых в творческую группу. Совместное решение поставленной задачи позволяет не только проявлять личные способности, но и учит коллективному взаимодействию, формированию и укреплению межличностных связей.
При выкладывании фигур из ложек необходимо стремиться, чтобы дети выполняли задание аккуратно, чтобы фигуры получались ровными и красивыми. Такое требование формирует у детей, с одной стороны. Усидчивость, а с другой - эстетику выполнения своей работы. А это пригодится в дальнейшем и в других областях жизнедеятельности.
В нашей группе нет финансовой возможности приобрести на каждого ребёнка по 16 ложек, кроме того ложки достаточно большие и на рабочем столе, при наличии всех детей, нет места для выполнения задания. Поэтому мы приобрели один демонстрационный комплект деревянных ложек. На труде и рисовании мы вместе с детьми изготовили и расписали ложки из картона. Пока их количество по 8 штук на каждого ребёнка.
Эти ложки мы используем для дидактической игры «Сложи фигуру».
Сначала детям показываем картинку - образец. Даё м задание: сложить фигуру. Дети выкладывают фигуру по образцу из картонных ложек. Один ребёнок работает с деревянными ложками. Спрашиваем у детей: «Что это?», «На что похоже?» Дети отвечают: «Это ёлка, дом, лодка». На следующем занятии загадываем загадку с адаптированным текстом. Дети читают, отгадывают загадку и выкладывают ответ. Если дети затрудняются отгадать загадку или выложить отгадку из ложек, то воспитатель помогает детям - показывает образец.
Детям нравится этот вид работы, они увлечённо выкладывают фигуры по образцу. С заданием справляются все дети и младшая, и старшая подгруппа. Загадки используем только для старшей подгруппы, так как для младшей подгруппы этот вид работы не доступен. В дальнейшем мы планируем дополнить количество картонных ложек до 11 штук. И еще детям можно дать задание: сложи фигуру, какую хочешь.
Эта игра способствует развитию у наших детей мыслительных процессов, мелкой моторики, ориентировки на плоскости.
Используемая литература:
Рытов Д. Элементарное моделирование с помощью ножек // Дошкольное воспитание. 2011.№ 8.