МААМ-картинки

Событийный подход в ДОУ

Елена Евлампиева
Событийный подход в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Публикация «Событийный подход в ДОУ» размещена в разделах

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра, рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимании.

Событийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов…

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

детьми.

В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей) ;

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

• наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

1 этап

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуре в ДОУ «Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Хрипунова Елена Анатольевна инструктор по физической культуре.

Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС  Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт.

Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Городское методическое объединение воспитателей дошкольных.

Консультация для педагогов «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ» Консультация для педагогов Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ Важнейшими задачами современной дошкольной.

Музейно-образовательный комплекс в ДОУ, как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала.

Семинар-практикум для педагогов «Системно-деятельностный подход в ДОУ по реализации основ безопасности жизнедеятельности» Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует.

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только.

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ В условиях современного дошкольного образования главной чертой преобразования является переход на личностно-ориентированное взаимодействие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Событийный подход в ДОУ
Опубликовано: 19 марта 2019 в 05:51
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Событийный подход в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евлампиева (УИ 647569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД