Папки-передвижки

Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников

Наталья Москвитина
Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается специфика развития словесного творчества дошкольников на материале сказок и рассказов. Дано описание проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок и рассказов. Показана роль игровых методов в обучении сочинению сказок и рассказов.

Публикация «Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников» размещена в разделах

Вопросам речевого развития детей уделяется самое пристальное внимание, это касается всех компонентов устной речи дошкольников — лексической, грамматической, звуковой (произносительной) сторон и связной речи — ее диалогической и монологической форм.

Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования сочинения.

Мы предлагаем систему работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитием творческого воображения (РТВ).

Вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков; Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина).

Исследователи Н. С. Карпинская, Л. А. Пеньевская, Р. И. Жуковская, О. С. Ушакова, Л. Я. Панкратова, А. Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной деятельности. Вели поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

В формировании детского художественного творчества А. Ветлугина выделяла три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации : поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапепоявляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта могут быть: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Как же развивать речевое творчество старших дошкольников?

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Так же можно использовать подготовительные игры: «Кто на свете злее всех», «Что в дороге пригодится?», «Что общего».

Часто при обучении сочинение сказок и рассказов используют прием анализа ситуации и ресурсов: во время чтения сказки или рассказа дети стараются помочь главному герою, предлагая варианты решения проблемной ситуации.

Так же, при обучении составлению сказок и рассказов, используется прием: составление цепочки событий, который помогает старшему дошкольнику вжиться в судьбу героев, заглянуть в их будущее или прошлое.

Эффективен при обучении детей составлению сказок прием : «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановки вопроса берутся любые подлежащие и сказуемые.

Далее темой при составлении сказок, рассказа может быть герой из любого материала. Например, из железа, при этом следует учесть, что он будет заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям. Рассматривая и изучая материал, мы можем предположить, что может произойти с героем.

Постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном.

Танникова Е. Б. Отмечает, что для развития фантазии детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее воспитание, то, как она преподносится. В этом значительную роль играет взрослые. Необходимо увидеть сказку, как бы со стороны-не только изображенной в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграть ее, прожить сюжет [5].

Развитие речевого творчества включает все направления над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области развития речи и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание загадок, рассказов, сказок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Список использованной литературы:

1. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Санникова Л. Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.

2. Левшина Н. И., Гиззатуллина Р. И. Особенности рассказывания в работе с дошкольниками по речевому развитию. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 88-92.

3. Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

4. Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

5. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников - М., 2008.

Публикации по теме:

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей дошкольного возраста Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества».

Конспект НОД по развитию словесного творчества детей «Сочиняем разные лимерики» в старшей группе Тема занятия: «Сочинение лимериков». Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок. Задачи. Образовательные: -Упражнять детей в подборе.

Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказок» Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказок» Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: оказание.

Развитие воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется наиболее ярко.

Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возрастаСочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Мастер-класс  «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель: Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников
Опубликовано: 7 июня 2019 в 21:58
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД