Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Татьяна Глущенко
Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру

Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.

(Корчак Я.)

Актуальность.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:

- опыт общественного поведения в среде сверстников;

- практически усваивают моральные нормы и правила;

- приобщаются в жизни окружающих взрослых;

- имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.

Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.

Основные понятия и термины

Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.

Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.

Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).

Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н. А.)

- Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

- Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.

- Позволяют различать ситуации общения :

- понимать эмоциональное состояние других людей;

- адекватно выстраивать свое поведение;

- владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Социализация

Первичная

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная

ДОО

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Результат успешной социализации дошкольника

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со

сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Периоды развития сюжетно–ролевой игры

• До 1 года

• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.

• От 1 года до 3 лет

• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.

• От 3 лет до 6 лет.

• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.

• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка

• СЕМЬЯ

• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)

• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

• (в первую очередь педагоги)

• ОБЩЕСТВО

• (сверстники, друзья)

ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :

1) Положительный образ «Я»

Доверие

Уверенность

2) Способность к восприятию другого человека

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях

2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,

которые используются взрослыми в целях социализации

дошкольников.

- В игре ребенок формируется как личность, у него

- формируются качества, от которых впоследствии будет

- зависеть успешность его учебной и трудовой

- деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:

- главного источника развития;

- импульсов творчества;

- признаков и примет социальной практики;

- богатства микроклимата коллективных отношений;

- активизации процесса познания мира

- Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.

- Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.

- Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.

- ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий

(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.

- С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.

Классификация игры

1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.

2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.

3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

- Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

- Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

- Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

- Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком

лидером, входящим в круг предпочитаемых);

- Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

- Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

- Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

- Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Требования к организации игры

- Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

- Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры

Способен:

- организовать игровое пространство;

- выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);

- анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

- распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

- неагрессивно настаивать на своем;

- рефлексировать свои поступки и поведение;

- разрешать межличностные конфликты.

Условия формирования сюжетно-ролевой игры

обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;

подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;

2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка

3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;

4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;

5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.

Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап.

Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап

Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.

Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвёртый этап.

Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.

Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»

(1 этап)

Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.

Структура игры :

Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).

(2 этап)

Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Структура игры:

Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).

(3 этап)

Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.

Структура игры:

Больница – медицинская сестра (ребёнок) - врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).

Выводы:

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

- Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

- Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

- Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

- Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 12:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Реализация опыта работы с детьми и родителями по ПДД через социальные сети
Видео Лайфхак с Автокреслом "Скрепыши с пользой в дорогу" от Семьи Демченко. Видео Юный Блогер "Уроки ПДД от Демченко Тимофея". В своей работе по изучению,...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает» Программное содержание: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в...
Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста «Бычок — символ 2021 года»
Мастер - класс для детей младшего дошкольного возраста " Бычок - символ 2021 года " Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички ! Вот и...