Получи документы

Социализация личности в современном мире.

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Введение

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Публикация «Социализация личности в современном мире,» размещена в разделах

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе. В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме: для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность.

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

a) Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

b) Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде. Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди - друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу, что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль, а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность» можно рассмотреть как: совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются - личностью становятся.

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок, накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида, так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации. Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие, возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации. Таким образом, происходит развитие личности, вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм. Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию.

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности. А так же социализация личности в современном мире в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Вывод

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности, так и особенности развития составляющих данное общество личностей.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе. Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире. Ведь это саморазвитие.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Педагогическая деятельность в межаттестационный период» Объект анализа. Педагогическая деятельность в межаттестационный период. Предмет анализа. Система психолого-педагогических условий формирования.

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация личности в современном мире.
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 23:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД