Папки-передвижки

Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении

Елена Багнюк
Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении

Тема: Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении.

1. Понятие о социализации.

2. Факторы.

3. Особенности процесса социализации младших школьников.

4. Механизмы социализации младших школьников.

1. Понятие о социализации.

Публикация «Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении» размещена в разделах

Развитие человека зависит от социальных законов общества. С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми, и в течение всей своей жизни живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения. Вступая в разнообразные отношения с людьми, человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности.

Познавая мир и себя ребенок включается в общество, становится его членом, его общественная сущность проявляется в взаимоотношениях с другими членами общества. В течение всей жизни человек происходит формирование личности человека или социализация.

Термин «социализация» означает необходимый человеку, как существу биосоциальному, процесс, получения определенных навыков, для того, чтобы выжить в окружающем его обществе. То есть, социализация - это процесс становления личности, формирование её социальных качеств, свойств и ценностей, под воздействием общественной среды, в ситуации воспитания и обучения. В ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» дается определение «Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, в котором в основных разделах регулярно упоминается понятие социализация, смысл которого - вхождение человека в общество, позволяющее стать его полноценным членом.

Социализация, происходит от латинского слова общественный и означает процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Следовательно, у человека в процессе социализации формируются убеждения, одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Таким образом, мы можем сказать, что процесс социализации – это естественный непрерывный процесс, направленный на становление человека, умеющего реализовать себя, самостоятельно решать проблемы и принимать решения.

На социализацию личности оказывают воздействие множество разнообразных условий или факторов.

2. Факторы социализации.

Условия, в той или иной степени, влияющие на развитие человека, принято называть факторами. Выделяются различные группы факторов социализации личности.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации.

Более или мене изученные факторы социализации условно объединили в четыре группы.

1. Ближайшее социальное окружение ребенка, то, что оказывает значительное влияние на его развитие-семья, соседи, школа, класс.

2. Складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и оказывающими влияние на воспитание – школа, семья, улица.

3. Общественные институты, органы власти, административные учреждения.

4. Нормы культуры, субкультуры, мировоззрения, идеологии общества.

К основным факторам социализации человека относятся : семья, школа, общество. [2, с. 88].

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье: родители, братья, сестры; в школе - учителя, в обществе - сверстники, друзья. Поэтому решить проблему социализации младших школьников нужно объединив усилия семьи, школы и общества.

Основными факторами в этой деятельности будут:

1. Деятельность детских объединений, кружковая деятельность, взаимодействие детей, учителей и родителей.

2. Отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

3. Реализация инновационных проектов, направленных на социализацию личности, на базе образовательных учреждений (пилотные площадки).

4. Сотрудничество школы с другими социальными институтами, педагогическими культурами для развития личности ребенка и освоение им мира культуры.

5. Сознательный выбор ребенком собственной позиции, цели и средств в соответствии с его мотивами, убеждениями и потребностями.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, социализация личности начинается с самого рождения, с первых лет жизни и заканчивается тогда, когда человек проявляет независимость в суждениях и поступках, самостоятельность в принятии решений, т. е. к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения, навыки и задатки социальной жизни ребенок получает в семье. После прихода ребенка в школу, семья начинает разделять свои социализирующие функции со школой. Школа, является вторым по значимости (после семьи, фактором социализации младшего школьника. Взаимодействие семьи и школы является главным условием процесса социализации младших школьников. Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО, уделяет большое внимание семье, работе с родителями и контролирует действия школы

3. Особенности процесса социализации младших школьников.

В соответствии с ФГОС НОО особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста, является развитие всесторонне развитой личности. Младший школьный возраст, это период жизни от 6 до 11 лет, является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. Поэтому процесс социализации в этот период происходит более интенсивно.

В этом возрасте у ребенка происходят психофизические изменения, в связи с поступлением в школу, изменяется вид его деятельности, от игры к учебе, изменяется его социальное окружение. В школе к нему предъявляется ряд определенных требований: он обретает первую в своей жизни социальную роль статус ученика, которая подразумевает появление обязательной и общественно значимой деятельности - учебной. Именно здесь формируется личность ребенка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.

Успехи и неудачи в учебе приобретают социальную функцию и оказывают влияние на дальнейшую жизнь ребенка, у него коренным образом изменяется социальная ситуация развития. Ребенок, как ученик, должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение, от него требуется соблюдение ответственности, дисциплинированности, за выполнение или невыполнение он получает общественную оценку.

Получает он и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

В условиях введения ФГОС НОО, проблема социализации младших школьников, становится особенно актуальной. Это связано с современной реформой образования, изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка, увеличением его социально- педагогических проблем.

Важную роль в процессе принадлежит начальной школе, в школе на детей оказывают влияние их сверстники и учителя, поэтому школьникам необходимо научится взаимодействовать с ними при помощи воспитателя нашей школы, приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, понимания своей новой социальной роли, нового периода жизни. Для установления связей с социальным окружением, необходима личная активность и соблюдение определенных правил поведения.

Для формирования у младших школьников представлений о правилах поведения в школе воспитателем в процессе самоподготовки проводятся беседы («Я - ученик», «Права и обязанности школьников», «Правила поведения в школе»).

Личность воспитателя, его отношение к детям, педагогические способности оказывают положительное или отрицательное воздействие на младшего школьника. Обучающийся начальной школы большую часть своего времени проводит с одним воспитателем, поскольку наши дети с нарушением слуха пребывают в учреждении интернатного типа, поэтому именно этот воспитатель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку как для развития, так и для социализации. Он помогает учащемуся овладеть способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности. [1, с. 25].

Немаловажным фактором для социализации младшего школьника являются и его взаимоотношения с одноклассниками. Для развития межличностного и внутригруппового общения необходимо проведение тренингов общения.

С момента, когда ребенок становится учеником, его индивидуальное развитие зависит взаимоотношений в группе других учеников. В общении со сверстниками у младшего школьника закладываются нравственные качества личности, продолжается его социальное развитие, он хочет быть хорошим учеником, получить признание окружающих. Чем выше статус ученика, тем успешнее его развитие, а для этого необходимы новые достижения в развитии речи, психики, личности, в этот период жизни ведущей становится учебная деятельность. Социально успешным учеником считается тот, кто хорошо учится, имеет много друзей, коммуникабельный, внутренне свободный, имеет достижения не только в учебе, но и в других видах деятельности (коммуникативной, трудовой, спортивной, творческой). Данный процесс направлен на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе.

Успех процесса социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения зависит от состояния его психического здоровья, от психологического комфорта в классном коллективе, взаимодействия педагогов, в числе которых воспитатель школы и родителей. В условиях современности требуются активные, инициативные личности, способные к преодолению трудностей, поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в новой социальной среде, развитие коммуникативных способностей.

Как видно, из всего перечисленного важную роль в процессе социализации младших школьников играет именно начальная школа, здесь ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая позднее, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться. Воспитатель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Ознакомление младших школьников нравственными примерами (беседы, встречи с интересными людьми) противодействуют примерам разрушительного поведения, которые обрушивают на детей (компьютерные игры, телевидение и другие источники информации). [5 с. 25].

Недооценка важности школы в процессе социализации может привести к серьезным проблемам, поэтому необходимо учитывать механизмы социализации младших школьников.

Для того, чтобы учащиеся начальной школы с нарушением слуха овладели навыками социализации необходимо создать для этого педагогические и социально- психологические условия. Для этого необходимо ближе познакомиться с детьми, изучить их семьи, чтобы понять уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений детей и родителей

4. Механизмы социализации младших школьников.

На процесс социализации младших школьников, как мы уже рассмотрели, оказывают влияние различные факторы и лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (родители, братья и сестры, учителя, сверстники, друзья). Педагогикой выделяются два основных механизма социализации :

- социально – педагогический;

- социально- психологический.

К социально – педагогическим механизмам социализации относят :

Традиционный механизм усвоения младшим школьником, происходит на неосознанном уровне, с помощью запечатления норм поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (друзья, соседи). Результат данного механизма социализации может проявиться тогда, когда человек знает, «как и что надо», но это его знание противоречит нормам поведения ближайшего окружения. Иногда не востребованные или блокированные, в силу изменившихся условий жизни, элементы социального опыта, могут возникнуть снова в поведении человека, при очередном изменении условий жизни. [2 с. 10].

Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия младших школьников со значимыми для него лицами (родители, друзья, сверстники)

К социально- психологическим механизмам относят:

Имитация (подражание)- это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта других людей, в частности их движений, манер, поступков и действий. У младших школьников механизм имитации - это один из путей произвольного, а чаще всего непроизвольного стремления копировать поведение учителей, перенимать образец его поведения.

В процессе имитации для младших школьников образцом для подражания является учитель, ведь именно учитель предлагает ученикам модели и способы школьного поведения. Дети наблюдают в школе за поведением педагогов, учеников получают часть своего социального опыта, просто копируя это поведение. Иногда у младших школьников имитация может проявляться в подражании голосу, жестам, одежде, манере говорить и другим особенностям учителя.

Идентификация (отождествление) – способ усвоения детьми школьного поведения, неосознанного отождествления себя с окружающими людьми, родителями, учителями, сверстниками. Благодаря механизму идентификации у детей повышается социальная активность, настроение, самооценка, формируются позитивные личные качества. В отношениях со сверстниками и взрослыми людьми дети присваивают их ценные качества и желательные формы поведения. [3, с. 85]

Социализация младших школьников происходит с помощью всех перечисленных механизмов.

Каждый ребенок в будущем желает быть социально успешным, для этого необходимо с начальной школы проводить работу по социализации и адаптации младших школьников.

Итак, социализация младших школьников - это процесс, играющий важную роль в формировании его личности. Таким образом, развитие личности в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Список используемой литературы.

1. Изотова Е. И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников. Психологи и школа -2010-№1 с. 24-39

2. Мудрик А. В. Социализация человека : Учебник для студентов вузов / 2-ое изд., испр. И доп. - М. : Академия, 2006. – 303с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. 4-е изд., М. : Академия, 2016. – 656 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. М. - 2009

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Фотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слухаФотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слуха Уважаемые девчата!Поздравляю Вас с праздником весны! Желаю любви, счастья, весеннего настроения! Праздник 8 Марта - это самый прекрасный.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слухаСценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети "под дугой" легко бегут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении
Опубликовано: 10 марта 2021 в 05:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД