МААМ-картинки

Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения

Анна Николаевна Савина
Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ

В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране, как и во всём мире, наблюдается увеличение числа детей-инвалидов. За последние полтора десятка лет в России число инвалидов выросло с 4 до 14 млн. человек. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врождёнными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. В настоящее время в Российской Федерации около 5% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья. К ним относятся дети:

Публикация «Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения» размещена в разделах

с нарушениями и отсутствием слуха;

с нарушениями и отсутствием зрения;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития, в том числе с гиперактивными детьми;

с нарушениями интеллекта;

с комплексными нарушениями.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, приводит к социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

Дети являются самой незащищённой категорией населения. Особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особая категория, недуг которых ведет к их изоляции от общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие. Дети с проблемами здоровья изолированы в мире себе подобных, где всё приспособлено к дефекту ребенка, что ведет к низкой социальной адаптации, коммуникативным трудностям, замкнутости. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определённых дополнительных мер, средств и усилий.

Законодательство Российской Федерации рассматривает социальную адаптацию как одну из целей реабилитации инвалидов (ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Закон предполагает создание таких условий, при которых ребёнок будет подготовлен к самостоятельной жизни на приемлемом для него уровне. Социальная адаптация складывается из нескольких составляющих, среди которых – воспитание и обучение детей-инвалидов; беспрепятственный доступ к информации и объектам социальной инфраструктуры.

На решение проблем жизнеобеспечения таких детей, создание благоприятных условий интеллектуального и творческого развития направлена президентская программа «Дети-инвалиды», являющаяся частью программы «Дети России».

«Инвалид, — говорится в Законе „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

В нашей школе обучаются дети-инвалиды разных групп:

• По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. Самым младшим 6 лет, старшему 22 года.

По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные, инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

• По характеру заболевания есть ребята мобильной и маломобильной групп.

• По заболеванию. Основное – нарушения слуха и зрения. Есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной систем, страдающих психоневрологическими заболеваниями.

В связи с усилением внимания государства и общественности к проблемам детей-инвалидов возрастает роль и престиж как образовательных организаций, так и библиотек, как социальных институтов, способных помочь детям с ограниченными возможностями.

Библиотека играет значительную роль в процессе приобщения к жизни общества детей с ограниченными возможностями. Известно, что чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на ребёнка. Как учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения, способна посредством книги содействовать процессу социальной адаптации детей, имеющих проблемы со здоровьем. Здесь дети с ограниченными возможностями могут получить навыки культуры общения со сверстниками, проявить свои творческие способности, заполнить свой досуг, заняться дополнительным образованием.

В Государственном казенном общеобразовательном учреждении Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» используем ряд оптимальных форм библиотечного обслуживания детей-инвалидов и работы с родителями. Такие направления работы, как библиотерапия, сказкотерапия, арттерапия, игротерапия и другие, активно используются в социально- культурной реабилитационной работе и поддержке детей-инвалидов нашей школы.

Социокультурная реабилитация — это деятельность в свободное время, учитывающая психофизиологические проблемы личности и направленная на разрешение этих проблем. В основе социально – культурной деятельности постоянно находится забота о реабилитации и поддержке детей-инвалидов, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений. Это комплекс мероприятий и процесс, направленный на помощь детям и их родителям в достижении оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно – досуговых потребностей.

Профессионально организованная социально-культурная реабилитация обеспечивает им возможность для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

Это адресная, личностная помощь ребёнку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей детей с нарушениями слуха и зрения, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей созданы необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, страдающих психоневрологическими заболеваниями.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и редакционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности ребёнка в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма ребёнка (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных, создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение ребёнком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Одним из самых распространенных методов социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной систем, страдающих психоневрологическими заболеваниями является арт-терапия. В последние годы арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Таким образом, сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении творческих потребностей и способов их удовлетворения.

Целью арт-терапии является — гармоническое развитие ребёнка; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Ребята с удовольствием участвуют в арт-терапевтической работе, которая не требует от них больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Самые талантливые регулярно принимают участие в Республиканском конкурсе «Шаг навстречу». Занимают призовые места.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

На занятиях свободно импровизируем красками на листе бумаги – это изотерапия. Занятия живописью развивают творческие способности детей с ограничениями возможностями здоровья, помогают самореализации личности.

Лепка из глины, пластилина, теста развивают моторику рук, помогают постигать объём и форму предметов.

На занятиях активно используется музыкотерапия в реабилитации эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и при коммуникативных затруднениях в виде:

• воспроизведения музыки;

• импровизации с помощью голоса;

• импровизации с помощью музыкального инструмента.

• музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

• музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

На внеклассных занятиях используем сказкотерапию – метод, в котором для интеграции личности, развития ее творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром используется сказочная форма.

Природотерапия – это направление в реабилитации детей посредством общения с природой. В настоящее время доказано, что общение с природой оказывает терапевтическое воздействие на человека. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.

По методу гарденотерапии выращиваем растения. Это направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

При реабилитации детей, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной является анималотерапия. Мы занимаемся ипотерапией.

Перечень заболеваний, по которым проводится реабилитация посредством верховой езды, не ограничен:

нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, травмы спины и др. ,

• остеохондрозы, радикулиты;

• сколиозы 1 - 2 степени;

нарушения умственного развития различной этимологии (задержка психического развития, олигофрения, синдром Дауна и др.);

• речевые нарушения;

• психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства и др.);

• сердечно-сосудистые заболевания;

• комплексные нарушения развития и др. заболевания.

Важное значение для сохранения здоровья человека имеет психоэмоциональное равновесие, избавление от чрезмерных отрицательных эмоций. Поэтому мы проводим активизацию психоэмоциональной сферы ребёнка методами рациональной психотерапии, основное назначение которой - в формировании позитивного, оптимистичного отношения к жизни.

Мощным регулятором эмоций являются контакты с друзьями, общение с природой, искусством, включение личности в интеллектуальную, двигательно-оздоровительную деятельность, занятие художественным и техническим творчеством, зрелищно-игровые действия. Игра способствует выравниванию эмоционального состояния, оказывает благотворное воздействие на личность, формирует бодрое настроение, раскрывает и совершенствует индивидуальную особенность человека, ведет к самовыражению, самоутверждению и предотвращает развитие нервно-психических нарушений.

Смягчение и ослабление отрицательных эмоций достигается с помощью эмоционального переключения, что возникает в результате любимого занятия. Кроме того, благодаря участию в игровой деятельности происходят накопление опыта, знаний, умений, совершенствование творческих сил, приобщение человека к культурным ценностям и формирование у него полезной мотивации, а также мнений, взглядов. Игротерапия не только усиливает и продолжает положительные эмоции, но и дает ребенку возможность в будущем самостоятельно предупреждать возникновение психологических срывов.

Сегодня в педагогической практике существует немало конкретных технологий, способствующих нормализации психоэмоционального здоровья детей. Мы применили только некоторые ее аспекты, а именно нормализацию психоэмоционального состояния личности средствами социокультурной реабилитации.

Список литературы

1. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д. В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Академия, 2001.– С. 23-28, 165-179

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / Пер. с англ. М. Злотник. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

4. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия: история и перспективы/ С. В. Шушарджан. – М. : Владос, 2005. – 192 с.

5. Сказкотерапия: Метод. рек. Вып. 2. [Текст] / Тамбовская обл. дет. б-ка; Автор-сост. В. В. Климова. – Тамбов, 2001. – 24 с.

6. Библиотека как социальная среда адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Ярославская обл. дет. б-ка им. И. А. Крылова; Ответ. за выпуск: Е. В. Петрова. – Ярославль, 2001. – 106 с.

7. Дети особой заботы [Текст] / Нижегородская гос. обл. дет. б-ка; сост. Н. В. Таначева. – Н. Новгород, 2006. – 48 с.

8. Работа региональных детских библиотек с детьми с ограниченными возможностями здоровья: (информационный обзор) [Текст] / Российская государственная детская библиотека; сост. Л. А. Размахнина; ред. Н. В. Бубекина. – М., 2001. – 60 с.

9. Плюснина, С. Арттерапия как одна из технологий социальной работы с детьми [Текст] / С. Плюснина // Школьная библиотека. 2002. – № 4. – С. 33-35.

10. Буслаева, Т. Метод сказкотерапии в библиотеке [Текст] / Т. Буслаева // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 32-34.

Составитель: воспитатель Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» А. Н. Савина

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию речи «Части тела» Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию.

Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста В разных источниках обстоятельств нарушения.

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное.

Сценарий к празднику «8 марта» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха Сценарий утренника «8 марта» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, 2017год. Дети заходят.

СОД для детей с нарушениями зрения в старшей группе «Радуга у нас в гостях» Конспект подгрупповой совместной образовательной деятельности коррекционной направленности для детей с глубокими нарушениями зрения старшего.

Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве. Семья, для ребенка является первичным социальным окружением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 15:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД