Елена Гавзиева
Социально неуверенные дети
▼ Скачать + Заказать документы
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность.
Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка
На вербальном уровне:
Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
Публикация «Социально неуверенные дети» размещена в разделах
Рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
Зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
Вызывает затруднение назвать себя по имени, назвать себя ласково.
На невербальном уровне:
Пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать к себе внимания;
Часто плаксивы и апатичны;
Мимика лица или вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка:
Не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера, отводят глаза.
На уровне социальных контактов :
Не присоединение к группе играющих детей;
Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
Нежелание расставания с родителями или другими близкими людьми;
Неумение утверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
Беспомощность в трудных ситуациях.
Последствия неуверенности, застенчивости могут быть удручающими.
Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
Она удерживает человека от общения и отстаивания своих прав;
Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая – то эмоциональная угроза.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость, нерешительность, аутичность является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Приведем пример:
В группу детского сада поступила девочка. Приятной внешности, на первый взгляд очень самоуверенная и коммуникабельная. При более близком знакомстве с ней стало очевидно, что она испытывает непонятное смущение и робость, когда ей приходится отвечать на вопросы педагога или быть ведущей в игре. У воспитателя даже сложилось мнение, что ребенок плохо развит, поэтому так себя ведет.
В процессе диагностики было установлено, что у девочки все психические процессы развиты по возрасту, что она, в принципе, может быть успешной во всякой деятельности. В то же время девочка испытывала тревогу и неуверенность по поводу своих действий, ощущала собственную несостоятельность, связанную с общением: «Я не могу». «Я боюсь», «У меня не получиться».
В беседе с родителями выяснилось, что по их просьбе девочка, не достигнув еще соответствующего возраста, была зачислена в подготовительную группу детского сада. Так как программа этой группы была ей не по силам, у нее развился комплекс неполноценности. Она стала застенчивой и нерешительной.
Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители и опытные педагоги стараются помочь ребенку приобрести собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:
1. Чувством собственной значимости;
2. Уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;
3. Убежденностью в импонировании другим людям.
Каждый человек стремиться к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.
Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность ребенка достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию своей компетенции.
Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.
Как же помочь застенчивым, нерешительным детям?
В первую очередь надо выработать определенный стиль поведе7ия с ними. Это касается всех специалистов, работающих с такими детьми, а как же воспитателей и родителей.
Необходимо:
• Постоянно укреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
• Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением;
• Дома расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе друзей, брать в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок. Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его, делать все за него. Нужно давать ему определенную меру свободы и открытых действий.
Общение с такими детьми требует от взрослых осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной.
Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает. И он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.