Получи документы

Социально неуверенные дети

Елена Гавзиева
Социально неуверенные дети

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка

На вербальном уровне:

Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;

Публикация «Социально неуверенные дети» размещена в разделах

Рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);

Зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;

Вызывает затруднение назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

Пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать к себе внимания;

Часто плаксивы и апатичны;

Мимика лица или вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка:

Не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера, отводят глаза.

На уровне социальных контактов :

Не присоединение к группе играющих детей;

Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;

Нежелание расставания с родителями или другими близкими людьми;

Неумение утверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;

Беспомощность в трудных ситуациях.

Последствия неуверенности, застенчивости могут быть удручающими.

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Она удерживает человека от общения и отстаивания своих прав;

Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая – то эмоциональная угроза.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость, нерешительность, аутичность является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Приведем пример:

В группу детского сада поступила девочка. Приятной внешности, на первый взгляд очень самоуверенная и коммуникабельная. При более близком знакомстве с ней стало очевидно, что она испытывает непонятное смущение и робость, когда ей приходится отвечать на вопросы педагога или быть ведущей в игре. У воспитателя даже сложилось мнение, что ребенок плохо развит, поэтому так себя ведет.

В процессе диагностики было установлено, что у девочки все психические процессы развиты по возрасту, что она, в принципе, может быть успешной во всякой деятельности. В то же время девочка испытывала тревогу и неуверенность по поводу своих действий, ощущала собственную несостоятельность, связанную с общением: «Я не могу». «Я боюсь», «У меня не получиться».

В беседе с родителями выяснилось, что по их просьбе девочка, не достигнув еще соответствующего возраста, была зачислена в подготовительную группу детского сада. Так как программа этой группы была ей не по силам, у нее развился комплекс неполноценности. Она стала застенчивой и нерешительной.

Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители и опытные педагоги стараются помочь ребенку приобрести собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:

1. Чувством собственной значимости;

2. Уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;

3. Убежденностью в импонировании другим людям.

Каждый человек стремиться к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.

Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность ребенка достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию своей компетенции.

Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.

Как же помочь застенчивым, нерешительным детям?

В первую очередь надо выработать определенный стиль поведе7ия с ними. Это касается всех специалистов, работающих с такими детьми, а как же воспитателей и родителей.

Необходимо:

• Постоянно укреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

• Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением;

• Дома расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе друзей, брать в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок. Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его, делать все за него. Нужно давать ему определенную меру свободы и открытых действий.

Общение с такими детьми требует от взрослых осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной.

Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает. И он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Публикации по теме:

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья Подвижная игра как средство формирования социального здоровья Мамонтова О. П. - методист СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский.

Создание психологического уголка в группе Презентация адресована педагогам детских садов. Цель: сохранение психологического здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально неуверенные дети
Опубликовано: 14 июня 2014 в 21:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД