Эльвира Лукьяненко
Социально-педагогическое сопровождение детей в детском саду.
В настоящее время социально-педагогическое сопровождение – совместное взаимодействие социальных педагогов, детей и родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. Больше всех в такой помощи нуждаются те дети, которые живут и воспитываются в семьях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это семьи группы риска. В них часто воспитываются дети, для которых характерна заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость, импульсивность, неадекватная или завышенная самооценка и многое другое.
Публикация «Социально-педагогическое сопровождение детей в детском саду,» размещена в разделах
Мной практически была изучена проблема социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска.
В качестве базы исследования я выбрала детский сад. Здесь воспитанники разных возрастных групп. С детьми и их семьями занимаются социальные педагоги, психологи, педагоги, логопеды.
Если говорить о воспитательной среде учреждения, то можно отметить, что атмосфера детского сада позволяет усваивать воспитанникам позитивные жизненные ценности, осваивать все виды деятельности, налаживать межличностные контакты. Работа сотрудников детского сада направлена на создание благоприятного микроклимата, позволяющего поддерживать наилучшие условия для воспитания и развития детей.
Мое исследование проходило в три этапа. В рамках констатирующего эксперимента были изучены особенности дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении, проанализированы диагностические данные и разработана программа социально- педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении. В рамках формирующего эксперимента данная программа была реализована. Включала она в себя пять этапов: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный. Цель этой программы – гармонизация межличностных отношений дошкольников из семей группы риска со сверстниками. Анализ результатов показал, что межличностные отношения дошкольников со сверстниками изменились в положительную сторону.
На третьем этапе исследования была проведена проверка результативности программы социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении. Контрольный срез подтвердил результаты проведения программы социально – педагогического сопровождения.
Таким образом, гипотеза о том, что особенностями социально- педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении являются: учет личностных особенностей дошкольников из семей группы риска, включение в процесс сопровождения специалистов детского сада, использование воспитательной среды учреждения, была проверена на теоретическом и эмпирическом уровнях и получила свое подтверждение.
Разработанную мною программу социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска, скорректированную с учетом особенностей и возможностей конкретного воспитанника и учреждения, можно использовать педагогами в образовательных учреждениях и социальных центрах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И. С, Гулыга А. В. Семья. Книга для чтения – М. : Алгоритм. – 2005. – 591 с.
2. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. : Академия. – 2002. – 192 с.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе - М. : Совершенство. – 1998. – 352 с.
4. Богуславский М. В. Миражи педагогики поддержки/М. В. Богуславский // Директор школы. – 2002. – № 10. – С. 28-32.