МААМ-картинки

Социально-профессиональное становление будущих специалистов в системе СПО

Светлана Панченко
Социально-профессиональное становление будущих специалистов в системе СПО
▼ Скачать + Заказать документы

Счастливый человек, какой он? Можно услышать много различных суждений. Я считаю, что одной из составляющих этого понятия является приносящая моральное удовлетворение интересная профессия. Новые социально – экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования. Современный специалист должен отвечать всем мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося». Профессиональное образование должно быть настроено на будущее страны, на перспективы развития экономики. И поэтому молодые люди должны быть готовы стать первыми, стать успешными в профессии. В связи с этим, проблема профессионального становления личности будущего специалиста становится наиболее актуальной. В. Д. Симоненко определяет профессиональное становление как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде». Результатом профессионального становления личности является приобретенная индивидом в ходе профессионального образования способность к выполнению функциональных обязанностей, уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующих уровню сложности выполняемых задач, то есть профессионализм. Необходимо, чтобы за время обучения в техникуме студенты, кроме теоретической подготовки, овладели профессиональными и социальными компетенциями, делающими их конкурентноспособными на рынке труда специалистами. Одним из источников профессионального развития является внешняя среда – преподносимые педагогами знания, задания. Но никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если студент не хочет осваивать материал и не движется сам. Истинное развитие личности – это, прежде всего, саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности. Сопровождение процесса личностного и профессионального роста студентов в нашем техникуме реализуется в четыре этапа: профориентация, адаптация, социализация, профессионализация. На этапе профориентации выявляются интересы абитуриентов к избранной специальности, соотношение склонностей и способностей абитуриентов с реальными требованиями выбранной профессии. Как и в других учебных заведениях в нашем техникуме профориентационной работе уделяется огромное внимание. Кроме традиционного проведения мероприятия «День открытых дверей», за каждой школой нашего города закреплены кураторы и студенты. Основные задачи профориентации: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях карьерного роста; пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени, профессиональные консультации, в процессе которых оказывается помощь при решении вопроса о выборе профессии. Но кроме просвещения очень действенным фактором является возможность «потрогать руками». Я имею в виду проведение профессиональных площадок. В нашем техникуме во время проведения мероприятия «День открытых дверей» на базе каждой специальности и на отделении рабочих профессий для будущих абитуриентов организуются профессиональные площадки. На них преподаватели и студенты знакомят ребят с будущей профессией не только информируя их с помощью презентаций, но и демонстрируя на практике элементы будущей профессии и давая им возможность что – то сделать самим. А так как многие ребята приходят еще не определившимися в будущем профессии, то здесь, можно сказать, окончательно формируется их выбор. Также я считаю очень важным проведение различных совместных спортивных и культурно – массовых мероприятий. Как известно младшие тянутся за старшими, происходит общение, это один из важных аспектов профориентационной работы. Второй этап проходит согласно программы «Адаптация первокурсников к системе среднего профессионального образования в ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»». Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме. Задачи: подготовка студентов к новым условиям обучения; формирование позитивных учебных мотивов; установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе; создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время; предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой. Данная программа включает в себя этапы реализации, модель адаптации студентов нового набора, план мероприятий на период адаптации, ожидаемые конечные результаты. Формы работы: анкетирование, социологические опросы, диагностирование, лекционно-практические занятия, тренинги, ролевые и ситуативные игры, дискуссии, беседы, социально-педагогическое сопровождение, психологокоррекционное воздействие, включение студентов во внеучебную деятельность. Третий этап – социализация, которая, на наш взгляд (2 и 3 курс, предполагает определение индивидуальной образовательной траектории, формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию и самоопределнию студентов в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Второй курс – начало приобщения к профессии, студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, формируются широкие потребности во взаимоконтактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Основной психолого-педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению включает организацию и проведение встреч студентов с выпускниками техникума, ведущими специалистами предприятий, экскурсии на предприятия социальных партнеров, прохождение практики на этих предприятиях, проведение бесед со специалистами бюро занятости, проведение мероприятия «День карьеры», исследование социально-психологического климата в группах. Завершающий этап профессионализации, а это выпускные группы, имеет целью помощь в построении и реализации личностно-профессиональных целей и перспектив. Осуществляется совместный со студентом прогноз успешности дальнейшей профессиональной карьеры. Результатом реализации системы поэтапного сопровождения является психологическая готовность выпускника техникума к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладание набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности, в социальной сфере, способного работать в команде, быть конкурентноспособным на рынке труда.

Публикация «Социально-профессиональное становление будущих специалистов в системе СПО» размещена в разделах

Литература:

1. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб. - 2-е изд., - М. : ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф Зеер. - Екатеринбург, 2000

3. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Е. Ю. Пряжникова. - М. : Академия,2005

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Изд-во «Логос», 2002

Публикации по теме:

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 10» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» (2) Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 7» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 8» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Взаимодействие специалистов в ДОУВзаимодействие специалистов в ДОУ Проводя работу с детьми с общими нарушениями речи стараемся действовать в сотрудничестве со специалистами. Подготавливая материал к семинару.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-профессиональное становление будущих специалистов в системе СПО
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 11:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-профессиональное становление будущих специалистов в системе СПО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Панченко (УИ 807832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД