Получи документы

Социально-значимый проект «В мире лекарственных растений»

Светлана Пархоменко
Социально-значимый проект «В мире лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 станицы Крыловской

муниципального образования Крыловский район

Социально – значимый проект

Автор: Пархоменко Светлана Николаевна

воспитатель МБДОУ № 4

станица Крыловская

2023 год

Тип проекта : по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, творческий.

Продолжительность проекта : среднесрочный.

Публикация «Социально-значимый проект „В мире лекарственных растений“» размещена в разделах

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Пояснительная записка:

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с ней может быть полноценно осуществлено в дошкольный период.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Ребенок на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, дети учатся думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, в которых учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка. Исходя из множества разработанных программ, мы решили создать свой проект, который позволяет раскрывать новые возможности дошкольников. Данный проект способствует воздействию на чувства детей, их взгляды и представления о мире природы. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных трав, поэтому возникла необходимость вырастить

полезные растения, изучить их свойства.

Лечение целебными травами всегда привлекало человека.

Существует множество растений, которые широко применяются в народной медицине и сейчас. Многие из них детям знакомы, но об их лечебных свойствах мало известно. Они проявили познавательные способности и возникла идея разработать проект : он является интегрированным, что способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, развитию речи, умению сравнивать, обобщать, расширять кругозор

Цель проекта :

обогатить знания детей о лекарственных растениях малой родины,

показать их значение для здорового образа жизни людей.

Задачи:

расширить представления детей о лекарственных растениях, их

свойствах и пользе.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность в процессе формирования у детей

представлений о лекарственных растениях

развивать умение сравнивать и анализировать в процессе исследовательской деятельности детей

Воспитательные задачи

: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.

Обучающие задачи:

вызвать стремление бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без надобности, не топтать их;

способствовать созданию условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения

повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к

экологии в целом

Закрепить навыки исследовательской деятельности

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.

Взаимодействие «дети – природа» учитывает закономерности, чем меньше возраст ребенка, тем легче развить у него социальную компетентность.

Доступности.

Научности.

Основные направления реализации проекта :

создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений;

формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;

создание условий для развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

экологическое просвещение родителей.

Методы реализации проекта :

-наблюдения;

-решение проблемных вопросов;

-коллективный труд;

-экскурсии;

-беседы;

-рассматривание иллюстраций;

-чтение художественной литературы;

-технология моделирования.

Формы работы с семьей:

Родительские собрания с использованием ИКТ

Домашние задания родителям и воспитанникам на лето: собрать коллекцию лекарственных растений.

Наглядные виды работ: информационные стенды, изготовление лэпбука, экологической газеты, выставки детских работ, литературы).

Открытые показы.

Консультации.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования данного материала педагогами на ООД и в других видах деятельности.

Реализация проекта

Определить новые формы работы с семьей

Составить новые формы работы с детьми

Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогом.

Развитие кругозора, умение решать поставленные задачи

Работа по блокам.

1блок: работа с детьми

2блок: работа с родителями

1блок

Работа с детьми

мероприятия время проведения ответственный

1. ООД «Полезные растения» Апрель воспитатель

2. Наблюдения «Вьюнок», «Гулявник» Май воспитатель

3. Экологическая викторина «Узнай целебную траву» Май воспитатель

4. Беседа «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» Июнь воспитатель

5. Выставка творческих работ с использованием лекарственных растений Июнь воспитатель

6. Чтение сказки «Лекарственные растения» Июль воспитатель

7. Дидактические игры «Вершки и корешки», «От какого растения часть Август воспитатель

Работа с родителями

Мероприятия Время проведения

Родительское собрание апрель

Создание экологической газеты «Дорожный лекарь» май

Изготовление буклетов «Целебные свойства лекарственных растений» июнь

Конкурс «Экологической сказки». июнь

Изготовление мини-буклетов «Что я знаю – тем поделюсь с друзьями» В течение лета

Творческая мастерская по изготовлению гербария, фотоальбома. В течение лета

Консультации. В течение лета

Предполагаемый результат:

дети будут знать больше лекарственных растений и их целебные

свойства;

бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без

надобности, не топтать их;

обогатится словарный запас по теме «Лекарственные растения;

уголок природы пополнится новыми пособиями и дидактическими

материалами;

знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в

разных видах деятельности (в рисовании, аппликации, лепке, развитии речи;

закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности;

будут упражняться в разгадывании ребусов, кроссвордов, выучат стихи по теме.

Список литературы

1. Богоявленский Н. А., Древнерусское врачевание в XI—XVII вв. 1960;

2. Волынский Б. Г. Растения в медицине. Саратовский университет, 1988.

3. Лихарев В. С. Удивительное на грядке, Саратов,1992.

4. Природная аптека «Новый садовод и фермер», №3, 2004

5. Секреты целебных растений М. : 1992

6. Сотник В. Ф. Кладовая природы, М. :, 1986.

ООД «Полезные растения»

Цель: познакомить детей с лекарственными травами.

Задачи:

1. закрепить знания о строении растения;

2. формировать умение правильно использовать полезные травы (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства; в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе);

3. обратить внимание на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;

4. формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Оборудование: набор лекарственных растений (гербарии лекарственных растений, сушёные травы, разменные карточки с их изображением, книги о лекарственных растениях, дидактическая игра «Вылечи мишку», презентация.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадки про растения.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива).

На интерактивной доске появляются изображение растений.

Рос шар бел, дунул ветер-

Шар улетел (одуванчик)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Воспитатель: Лечение травами известно с давних времён. Оно возникло ещё во времена первобытного общества. Уже тогда люди заметили: растения, которыми они питаются, могут быть ещё и целебными. В природе очень много целебных растений.

Какие можете назвать? Чем они полезны? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, как называется это растение? (показываю картинку с изображением цветущей липы. Дети называют её)

-Чем полезна липа? Из её цветков заваривают чай. Слышали, наверное, такое название - липовый чай? он очень полезен, помогает при лечении простудных заболеваний.

-А это что за растение? (показываю подорожник) Как оно называется? Чем может быть нам полезно? (ответы детей)

-Правильно, это подорожник. Его хорошо прикладывать к небольшой ранке - он кровь останавливает.

-А где растет подорожник? Правильно, молодцы! Подорожник растёт на лугу, вдоль дороги, в канаве. Цветёт с весны до осени. Для лечебных целей собирают только листья. Их срезают и сушат в тени, чтобы они не потеряли своей естественной окраски. В народной медицине подорожник используют для лечения различных недугов. К ранам прикладывают свежий листик.

-А вот ещё одно полезное растение (показываю мяту, как оно называется? (ответы детей)

-Верно. Это мята. Мята втерт летом. Полезны только её листья. Из них заваривают чай. Его пьют для лечения простудных заболеваний. Мята также способствует пищеварению.

- Ребята, а Вы заметили, что для приготовления лекарства используют не всё растение, а только одну какую-нибудь часть? Почему, как вы думаете? ( предположительные ответы детей: потому, что в ней содержится больше целебных веществ)

Дидактическая игра «Собери растение»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как выглядят семена лекарственных растений?

Дидактическая игра «Угадай семена»

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, вы правильно определили семена растений, я предлагаю вам посадить семена мяты, чтобы мы были всегда здоровыми.

Рефлексия:

- Скажите мне пожалуйста, о каких лекарственных растениях мы сегодня узнали?

- Где растут лекарственные растения?

- А для чего нам нужны они?

- Из чего состоит растение?

- Как мы с вами будем относиться к растениям?

Беседа «Лекарственные растения – средство оздоровления организма»

Цель:

- дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, сформировать навыки по сбору лекарственных растений, формировать желание заботиться о своём здоровье;

Задачи:

- развивать устойчивое внимание, память, логическое мышление, речь;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, презентация, экран.

Ход мероприятия.

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет. (А. Кондратьев)

И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие (ответы детей)

Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет.

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

- Правильно питаться;

-Заниматься спортом;

- Принимать витамины.

Вос – ль: Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Стих – е «Зелёная аптека»

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Вос – ль: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

Дети: О лекарственных свойствах растений.

Вос – ль: Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Человек начал изучать эти растения и их свойства. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. В наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Лекарственных растений очень много, встречаются везде, растут буквально под ногами. Их можно встретить возле дома. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми лекарственными растениями.

Одуванчик лекарственный.

Это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т. е. он использовался при лечении многих болезней. Одуванчик чистит печень - главный орган, который очищает кровь. Печень устает, ведь зимой мы болеем, пьем таблетки, когда болеем, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов.

В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней - отвар, а из цветов - ароматное, вкусное варенье.

Лопух.

- Бывает, у ребят на солнце болит голова? Иногда даже если они в кепке, что же делать? Какое растение нам может в этом помочь?

- В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Подорожник.

-Если в походе поранились, а бинтов нет, могут помочь растения?

- В этом вам поможет подорожник. В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови. Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Это хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, которое кровь остановит, и ранка быстрее затянется.

Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат, беги за подорожником. Еще он широко применяется для лечения простуды.

Мать -и –Мачеха.

Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

Применяется при заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине

Рефлексия:

- Какие лекарственные растения вы запомнили?

- В чем заключается их польза?

Ребята, запомните правило: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Викторина для знатоков лекарственных растений «Узнай целебную траву»

Цель:) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;

2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1 тур «Узнай растение»

• Листья этого растения заживляют небольшие ранки. Растёт по обочинам дорог и тропинок. Отсюда и его название

(подорожник)

• Оранжевые ягоды этого растения густо сидят прямо на ветках. Из них делают масло, которым лечат ожоги.

(облепиха)

• Душистый мёд и чай из цветков этого дерева принимают при простудных заболеваниях.

(липа)

• Плоды этого кустарника богаты витаминами, поэтому из них заваривают чай. Сироп из них очень полезен детям.

(шиповник)

• Ягоды этого кустарника – отличное средство при простудных заболеваниях. Варенье из неё добавляют в чай, смешивают с мёдом для эффективного действия на органы дыхания.

(малина)

• Цветы этого растения выращивают на клумбах, не догадываясь о богатых лечебных свойствах. Крепкий настой цветов этого растения используют для полоскания горла, пьют при ангине, гриппе.

(календула)

• В лечебных целях для приготовления сборов используют цветы, а также листья этой травы. Внутренняя сторона листа тёплая, а наружная холодная. Из листьев также делают сок и лечат насморк.

(мать - и – мачеха)

• Эта трава используется не только в медицине, но и в кулинарии. Из молодых листьев этого растения готовят супы, салаты.

(крапива)

2 тур «Отгадай - ка»

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений :

- Семя;

- Взрослое растение с плодами и семенами;

- Росток с развивающим корешком;

- Взрослое растение с цветками.

-Взрослое растение с плодами и семенами.

( Ответ: 1. Семя. 2. Росток с развивающим корешком; 3. Взрослое растение с цветками;

4. Взрослое растение с плодами и семенами.)

3 тур «Отгадай загадки»

1. На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства-

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч:

Семян так много в плоде,

Похожим на суму.

(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки.

(Шиповник)

3. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной.

(Женьшень)

4. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

(боярышник)

Рефлексия: Какие растения вы запомнили?

Почему их называют целебными?

Какое растение используют в кулинарии?

Какие лекарственные растения есть в нашем саду?

Публикации по теме:

День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке»День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.

Длительный социально-значимый проект для школы первой ступени обучения «Оставь свой след на Земле» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района Длительный.

Конспект занятия «В царстве лекарственных растений»Конспект занятия «В царстве лекарственных растений» Цель: Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Развивать экологическое мышление на основе.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений» Содержание Введение ….2 Пояснительная записка…. 3 Задачи методического пособия….4.

Социально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группеСоциально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группе Фотоотчёт о реализации социально-значимого познавательно-исследовательского проекта «Такая разная - страна бумажная» На занятии по продуктивной.

Социально значимый проект «Мой любимый город — Серпухов»Социально значимый проект «Мой любимый город — Серпухов» Тип проекта: познавательный, творческий По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники проекта:.

Социально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» ВидеоСоциально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» Видео Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Во славу единого дела Они.

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь» в ранней разновозрастной группеСоциально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь» в ранней разновозрастной группе Проект подготовили и провели воспитатели Ревина Марина Ивановна и Зубенко Надежда Александровна. МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкая,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-значимый проект «В мире лекарственных растений»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 13:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-значимый проект «В мире лекарственных растений»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пархоменко (УИ 180612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД