Настя
Социальное партнерство в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Определение
Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.
Система социального партнерства –это
особого типа взаимодействия
образовательных учреждений с субъектами и
институтами рынка труда, что способствует
повышению качества
Публикация «Социальное партнерство в образовании» размещена в разделах
профессионального образования.
Социальное партнерство
в профессиональном образовании - это
необходимое условие формирования заказа на
подготовку конкурентоспособного
специалиста
Система социального партнерства включает в себя :
субъекты социального партнерства;
цель социального партнерства,
задачи, которые решаются партнерами;
принципы социального партнерства;
содержание социального партнерства (обмен ресурсами, предоставление услуг, совместные проекты, государственно-общественная экспертиза);
организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы, сетевые сообщества);
механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, обеспечивающих развитие партнерских отношений).
Социальное партнерство осуществляется в формах:
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:
соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать нормы трудового законодательства и требования иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;
равноправие сторон инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, в контроле над их выполнением; уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений, определяемое сторонами свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5 ТК РФ);
добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно;
реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);
систематичность контроля над выполнением коллективных договоров, соглашений;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.
Для возникновения социального партнерства необходимо :
• значимость социальной проблемы для каждой из сторон; • установление интересов каждого из возможных партнеров; • совместное формулирование целей и задач деятельности; • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы; • выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; • осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
Механизмы социального партнерства
Открытость;
Сотрудничество;
Общение;
Обмен идеями;
Общие подходы и технологии.
Формы социального партнерства
Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
Составление коллективных договоров.
Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
Управление организацией работниками и профсоюзом.
Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.
Задачи социального партнерства в образовании
Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования :
в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.
Алгоритм построения социального партнерства
В процессе создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа:
1. Подготовительный
2. Организационный
3. Системообразующий
Подготовительный этап
Цель этапа – определение круга задач, которые необходимо решать коллективу.
Результат первого этапа:
нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;
база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;
база данных существующих образовательных программ.
Организационный этап
Цель этапа - установление устойчивых связей с социальными партнерами.
Результат второго этапа:
подписанные договоры о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров;
создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства.
Системообразующий этап
Цель этапа - объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства, устойчивое и постоянное взаимодействие с партнерами.
Результат третьего этапа:
разработанные должностные инструкции различных категорий специалистов по работе с социальными партнерами;
план работы организации с включенными в него мероприятиями по социальному партнерству;
типовые документы по социальному партнерству : договоры, положения о программах, учебно-методических комплексах, о других ресурсах;
пакет экспертных оценок и определение направлений дальнейшей совместной деятельности.
Критерии эффективности социального партнерства
Улучшение финансового, нормативно-правового и информационного обеспечения, развитие ресурсов ОО.
Повышение качества реализации основной образовательной программы.
Повышение качества внеурочной и внешкольной деятельности.
Повышение открытости образовательной организации.
Развитие положительного имиджа организации.
Рост уровня компетентности обучающихся и педагогов.
Гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса.
Социальное партнерство в ДОУ
ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.
Социальное партнерство в ДОУ может происходить:
внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).
Формами социального партнерства становятся :
различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
уроки, встречи, поездки познавательного характера;
дни открытых дверей;
общие родительские собрания;
индивидуальная работа с семьей;
консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
индивидуальная подготовка детей к школе.
Социальное партнерство в школе
В школе соц. партнерство становится важным в таких аспектах, как:
развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
гражданско-патриотическое воспитание;
сохранение и укрепление здоровья;
получение знаний, дополняющих школьную программу;
знакомство с профессиями и местами работы родителей;
помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.
На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции, либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).
Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования
Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.
Информация об изменениях базируется:
на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
запросах работодателей;
текущих данных службы занятости;
запросах обучающихся на определенные профессии.
Социальное партнёрство на примере МБДОУ «Детский сад «Родничок»
Детский сад взаимодействует с такими социальными партнёрами как :
Центр культуры и искусства;
Центром молодёжи
Рефт-Арена
«Центр молодёжи» Музей «Кристалл»
Дети посещая это учреждение знакомятся с историей родного посёлка, смотрят какие полезные ископаемые добывались на территории Свердловской области.
Центр культуры и искусства
Посещая ЦКиИ дошкольники знакомятся с растительным и животным миром, рассматривают статуэтки. Здесь же распылена русская изба, поспешая которую ребята узнают о быте людей, народных играх и праздников.
Так же воспитанники посещают выставку местного художника, который рассказывает им о своём творчестве
Рефт-Арена
Дошкольники с 5ти летнего возраста могут посещать занятия по катанию на коньках.
Один раз в неделю работники Рефт Арены водят дошкольников на занятия, обучая их основам катания на льду
Итоги
Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.