МААМ-картинки

Социальное воспитание: понятие и характеристика

Юлия Кашеварова
Социальное воспитание: понятие и характеристика

Воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т. е. незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность, способность и стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью [37].

Рассмотрим несколько определений понятия "социальное воспитание".

Публикация «Социальное воспитание: понятие и характеристика» размещена в разделах

Тютькова И. А. в педагогическом тезаурусе дает следующее определение: социальное воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его социализации [3].

Социальное воспитание – 1) целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; 2) направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности [1].

Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное воспитание – это часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.

Перейдём к главной цели социального воспитания : содействовать развитию человека как личности, реализация его индивидуальных способностей и возможностей в обществе, т. е. благодаря накоплению нового социального опыта и формирование социальной компетентности.

Цели социального воспитания :

• содействие в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности;

• информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, здравомыслящего и творческого становления личности;

• помощь в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах, в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия.

Ведущая задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое поведение, здоровье.

Задачи социального воспитания согласно ФГОС НОО от 31.05. 2020:

1. Оказание необходимой помощи младшему школьнику для эффективного прохождения этапа адаптации, социальной интеграции и автоматизации.

2. Содействие младшим школьникам в кризисных ситуациях в семье, образовательной организации, в целом, при необходимости восстановить как физическое, так и психологическое здоровье ребенка.

3. Содействие в защите прав детей на достойную жизнь в современном социуме, содействие в профессиональном самоопределении.

4. Охрана здоровья ребенка, организация его познавательной, физической, социальной и творческой деятельности.

5. Поддержка детей в принятии обдуманных самостоятельных решений.

Во время работы с детьми для помощи в процессе социализации главная цель – это создать качественные педагогические и социально-психологические условия, которые позволяют младшим школьникам овладеть новыми навыками, которые будут способствовать их социализации.

Необходимым звеном процесса качественной социализации в образовательной организации выступает социальный опыт. Это прописано в «Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ» ФГОС. И так, формирование нового социального опыта – это педагогически организованный процесс получения собственного индивидуального социального опыта автономной качественной деятельности младшего школьника за счет включения в содержание нового социального опыта, который можно получить в общеобразовательной организации.

Условиями для эффективного усвоения социального опыта в образовательной организации являются:

• включение школьника в социокультурную среду, которая свойственна образовательной организации;

• вовлеченность младшего школьника в новые виды деятельности, приобщение к межличностным взаимодействиям, благодаря которым определяется его поведение, проявляется его отношение к окружающему миру.

В результате накопления социального опыта соглашательское отношение сменяется критическим отношением к окружающей среде, действиям других людей, появляется потребность постоянного осмысления, происходящего в реалиях окружающей действительности. Появляется потребность сделать свою жизнь лучше. Личность, обладающая активными, лидерскими качествами больше ценится в современном мире, социальных отношениях, нежели личность пассивная. Жизненная активная позиция связана с накопленным социальным опытом личности, которая выражается в принципиальности и отстаивании своих взглядов. Такая позиция предполагает наличие системы самоконтроля, выбор общественно значимой деятельности над желаемой конкретным индивидом.

Время обучения младших школьников в начальной школе является наиболее благоприятным временем для накопления социального опыта. Это связано с тем, что, в период, когда у младших школьников вступают в учебную деятельность, они чувствуют себя взрослее, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во взрослых видах деятельности. Детям становится интересна общественная деятельность, они с большим удовольствием выполняют данные им поручения. Активное накопление социального опыта происходит за счёт любознательности младших школьников, стремления утвердиться перед взрослыми людьми и товарищами.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Под формированием социального опыта младшими школьниками мы понимаем накопление, обогащение, осмысление, принятие в педагогически созданных условиях знаний о социальных явлениях, социальных умений и навыков, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности.

Социальный опыт является, с одной стороны, результатом взаимодействия личности с окружающим миром, с другой стороны, он всегда проецируется собственно индивидуальной активностью в этом взаимодействии.

Характерными особенности накопления социального опыта являются :

1. Деятельность, которая побуждает к активности, и которая требует сотрудничества;

2. Необходимо опираться на индивидуальные интересы каждого младшего школьника, создавать ситуации успеха;

3. Необходимость в применении уже имеющегося опыта младшего школьника, его актуализации;

4. Необходимо планировать деятельность вместе со школьниками и взрослыми;

5. Необходимо научить младших школьников разрешать межличностные конфликты.

Обустройство школьного быта является важной составляющей частью накопления социального опыта в образовательной организации.

В процессе обустройства школьного быта важную роль играют традиции. Традиции являются способом передачи усвоенного социального опыта (по А. Н. Тубельскому, установленный порядок школы – это благоприятное пространство для накопления социального опыта).

Традиции присутствуют и в ценностно-нормативной жизни образовательной организации, и в предметной, ритуальной. Разные традиции коллективов позволяет чувствовать особую значимость своего коллектива, необходимость поддерживать существующие традиции. Что позволяет судить об определённом стиле жизни и отношений, который присущ данной организации.

Отличительные черты социального воспитания в образовательной организации:

• общение младших школьников между собой выступает как важнейший источник информации и пространство для реализации разнообразных межличностных отношений;

• потребность в знаниях выступает основой социальной жизнедеятельности;

• разнообразие творческой деятельности по практическому освоению окружающего мира в учебном процессе создает возможность для успешного решения задач социального воспитания;

• содержание взаимодействий, складывающихся в школе, предстает как продуманный комплекс природосообразных, социокультурно обоснованных и доступных школе специально привлекаемых и частично управляемых элементов жизнедеятельности, согласующихся с концепцией школы;

• система самоуправления в школе обеспечивает эффективное саморазвитие и благоприятную среду для коллективов в образовательной организации;

• форма и стиль взаимодействий подбираются согласно задачам социального воспитания в школе, реализуются благодаря совмещению процессов организации и обучения взаимодействию [25].

Одним из главных этапов становления личности приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его разноплановыми социальными отношениями, благодаря деятельности, которая обеспечивает всестороннее развитие личности школьников, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Образовательная организация совместно с семьей формирует необходимые навыки и привычки поведения ребенка, которые определяют индивидуальный характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.

В процессе социального воспитания младших школьников очень важное значение имеет воспитание нравственных качеств личности. Будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.

Критериями социальной воспитанности младших школьников являются: уровень нравственности; степень накопления социального опыта; уровень экономических знаний.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС»Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС» .

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное воспитание: понятие и характеристика
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 10:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД