МААМ-картинки

Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи»

Марина Умнова
Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи»

Социологическое исследование на тему :

Место классической музыки в жизни современной семьи.

В связи с началом проекта «Классическая музыка в детском саду» было проведено анкетирование о месте классической музыки в жизни семьи.

Цель исследования : выявить какое место в жизни современной семьи занимает классическая музыка.

Задачи исследования :

• выявить предпочтения оправшиваемых в области музыки.

Публикация «Социологическое исследование „Место классической музыки в жизни современной семьи“» размещена в разделах

• обозначит взаимосвязь семьи и музыки.

• выяснить уровень знаний родителей о классической музыкальной культуре.

Объектом исследования являются родители МБДОУ д/с №5 «Звоночек».

Предмет исследования – отношение к классической музыке.

Методическая часть программы.

Методом проведения исследования является опрос (анкетирование).

Время проведения исследования : с 12.00 до 17.00ч.

Место проведения исследования : МБДОУ д\с №5 «Звоночек» .

Этапы проведения исследования следующие :

1 этап – ноябрь 2012г. – анализ литературных источников, разработка инструментария, подготовка анкет.

2 этап – апрель 2013г. – проведение опроса, сбор и обработка данных, анализ полученной информации.

Объем выборочной совокупности составил 30 человек в возрасте от 18 до 68 лет.

Инструментарий:

Анкета

«Место классической музыки в современной семье»

В. А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”

А какую музыку предпочитает Ваш ребенок?

С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства г. Тамбова в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста МБДОУ д/с №5 «Звоночек» включается в реализацию нового образовательного проекта "Классическая музыка в детском саду"

Уважаемый родитель! Мы просим Вас принят участие в анкетировании с целью выявления места классической музыки в жизни современной семьи Ваши ответы помогут нам в данном исследовании. Прочитайте, пожалуйста, вопросы анкеты, и выберите один из предложенных ниже вариантов.

Блок А.

1. Часто ли у Вас дома звучит музыка?

• часто

• редко

• иногда

• никогда

2. Играет ли кто-либо в семье на музыкальных инструментах?

• да

• нет

3. Любят ли Вы петь?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

4. Любите ли Вы слушать музыку?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

5. Какую музыку Вы предпочитаете?

классическую

• народную

современную

6. Какие из перечисленных музыкальных инструментов у Вас есть дома?

• фортепиано

• баян

• скрипка

• гитара

• нет инструментов

БЛОК В

7. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к музыке, в чём он проявляется (выберете варианты наиболее Вам подходящие) :

• ребёнок внимательно слушает музыку, песню;

• стремится подпевать, выстукивать ритм;

• тянется к игре на муз. инструментах;

• любит танцевать под музыку;

• пробует сочинять свои мелодии, песни, танцевальные движения.

7. Занимается ли кто-то с ребёнком музыкой специально?

• ребенок посещает музыкальный кружок

• ребенка обучают дома

• специально с ребенком не занимаются

8. Поёт ли ребёнок дома песни, разученные в детском саду?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

9. Любимая песня Вашего ребёнка – это…

• детская песня

современная эстрадная песня

• народная песня

• нет любимой песни

11. Посещаете ли Вы спектакли, концерты где звучит классическая музыка вместе с детьми?

• да

• нет

• желаю посетить в будущем

12. Посещаете ли Вы спектакли, концерты где звучит современная музыка вместе с детьми?

часто

• да

• нет

13. Какое участие Вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке:

• выступить со своим ребёнком;

• сыграть роль;

• сыграть на музыкальном инструменте;

• сшить костюм;

• помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

• принять участие в играх, аттракционах.

• не могу принять участие

14. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

БЛОК С

15. Каких композиторов классиков Вы знаете?

___

16. Что дает человеку, по-Вашему мнению, общение с классической музыкой?

• формирование начал музыкально-художественной культуры

• формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки

• развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла.

• затрудняюсь ответить

17. Можете ли Вы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам, в качестве:

• в качестве исполнителя на музыкальном инструменте

• в качестве исполнителя вокального произведения

• в качестве подбора интересного литературного материала

• не могу принять участие

18. В чем Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес

к музыкальной деятельности (слушанию музыки, пению, танцу, игре на дет

ских музыкальных инструментах?

• в слушании музыки

• в пении

• в танце

• в игре на музыкальных инструментах

19. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

20. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме

музыкально-эстетического развития Вашего ребенка?

___

21. Укажите Ваш возраст:

• 18-22

• 23-27

• 28-37

• 38-47

• 48-57

• 58-68

Благодарим за участие в анкетировании!

Анализ полученных данных по итогам социологического исследования.

В связи с началом проекта «Классическая музыка в детском саду» было проведено анкетирование о месте классической музыки в жизни семьи.

Целью исследования было выявление места классической музыки в жизни современной семьи. В ходе исследования предстояло решить следующие задачи:

• выявить предпочтения оправшиваемых в области музыки.

• обозначит взаимосвязь семьи и музыки.

• выяснить уровень знаний родителей о классической музыкальной культуре.

Исследование проводилось в форме опроса (анкетирования). Количество опрошенных – 30 человек. Объектом исследования стали родители МБДОУ д/с №5 «Звоночек». Местом проведения опроса был детский сад. Опрос проходил в несколько этапов:

1 этап – ноябрь 2012г. – анализ литературных источников, разработка инструментария, подготовка анкет.

2 этап – апрель 2013г. – проведение опроса, сбор и обработка данных, анализ полученной информации.

Вся работа осуществлялась музыкальным руководителем МБОУ д/с №5 «Звоночек». Анкета разбита на 3 блока вопросов:

• предпочтения респондентов в области музыки.

• взаимосвязь семьи и музыки.

• уровень знаний родителей о классической музыкальной культуре.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Если брать 1 блок анкетных вопросов, который рассматривает предпочтение респондентов в области музыки, то мы можем увидеть, что у большинства опрошенных(53%) музыка дома звучит часто.

В музыкальных предпочтениях родители разошлись во мнениях: большинство(76%) отдают голоса за современную музыку, встретились любители(14%) нородного творчества, и лишь 10% опрошенных предпочитают классику.

Это доказывает, что только в 10% семей ребенок может услышать классическую музыку дома. Большинство современных детей воспитываются дома на современной эстрадной музыке.

Но приятен тот факт, что большинство семей имеют дома музыкальные инструменты, такие как: фортепиано(26%, баян(10%, скрипка(4%, гитара(24%). Это говорит о том, что дети могут в домашних условиях ознакомиться с музыкальными инструментами и услышить их живое звучание, что окажет положительное влияние на их музыкально-эстетическое развитие.

Исследуя 2 блок вопросов, касающегося взаимосвязи семьи и ребенка, следует отметить,что дети у нас творческие и разносторонние, так как проявляют разный интерес к музыке. Кто-то любит слушать музыку-23%, кто-то стремиться подпевать, выстукивать ритм -23%,а кому-то нравиться танцевать под музыку-18%,но есть и такие кто пробует уже сочинять свои мелодии, песни, танцевальные движения-10%, а так же тянется к игре на музыкальных инструментах – 26%.

Если говорить о том, занимается ли кто-то с ребенком музыкой специально, то результаты не вполне впечатляющие, поскольку 80% ответили отрицательно, а вот 14 % обучают ребенка на дому и 6% водят детей в музыкальный кружок. Хочется заметить, что музыкальные способности детей дошкольного возраста проявляются намного ярче, чем у взрослых. Занятия в музыкальной школе позволяют раскрыть талант у ребенка. Родителям следует помнить, что любая музыкальная деятельность и творчество их детей играют незаменимую роль в их культурном, эстетическом и духовном развитии.

Но ответы респондентов на то, посещают ли они концерты, где звучит классическая музыка, 70% ответили что «нет», и лишь 30% бывают в таких местах. А вот места, где звучит современная музыка посещают 57% опрошенных. Данные результаты могут говорить либо о большой занятости на работе и просто нехватки времени, либо о низком культурном уровне респондентов. Но так как целью нашего исследование не является выявление культурного уровня населения, то смеем предположить первое.

Только 30% родителей слушают классическую музыку вместе с детьми, 10% затруднились ответить на этот вопрос, а вот 60% опрошенных не посвящают время на прослушивание классики вместе с детьми. Анализируемые результаты позволяют сделать вывод, что родителям нужно больше слушать классической музыки вместе с детьми,чтобы привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать ее, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению, требуется от взрослого не только мастерство и знания, но и внимание, уважения, особого доверия и любви к детям. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала - он слышит, слушает и хочет слушать. Нет музыки специфически детской или взрослой – пусть ребенок слушает то, что слушают его родители. А если они опасаются, будто не доросли до классики, пусть растут вместе с ребенком, знакомя его с лучшими ее образцами: родившись, он уже до нее дорос.

Что же касается 3 блока вопросов о уровне знаний респондентов о классической музыкальной культуре, то здесь получились весьма интересные результаты. Большинство респондентов(70%) нашего опроса знакомы с именами таких русских композиторов как: Чайковкий, Глинка, Мусоргский, Моцарт, Бах, Бетховен, но было и количество опрошенных (30%), которые называли такие имена как: Прокофьев, Шопен, Шуберт, Бернстайн, Лист. Так же родители готовы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам: в качестве исполнителя на музыкальном инструменте -13%, в качестве исполнителя вокального произведения -17%, в качестве подбора литературного интересного материала – 70%. Данные результаты говорят о хорошем уровне знаний в области музыкальной культуры и готовности продуктивно помочь в проведении музыкально- культурного мероприятия.

Голоса опрошенных распределились примерно одинаково на счет мнения, что дает человеку общение с классической музыкой. Все родители считают что музыка формирует начало музыкально-художественной культуры(30%, формирует творческую личность ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки(36%, развивает стремление к поиску форм для воплощения своего замысла(34%) Никто не затруднился с ответом на этот вопрос. Это говорит о том, что по-мнению родителей, классическая музыка развивает не только музыкально – эстетический вкус ребенка и прививает любовь к шедеврам мирового искусства, но и воспитывает творческую личность.

И что самое главное, подавляющее большинство 90% считают необходимым знакомить детей с классической музыкой в детском саду, 6 % посчитали это не нужным и только 4% затруднились в ответе на вопрос. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Мы абсолютно уверены, что это должна быть классическая музыка.

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить, что данная исследовательская работа решила поставленные цели и задачи. В эстетическом воспитании в семье, в большинстве своём, к сожалению, классическая музыка не является ведущем фактором, кроме небольшого количества семей, в котором она играет первостепенное значение. Родители уделяют внимание музыкальному развитию своих детей: посещают вместе с ребёнком детские музыкальные спектакли, концерты, дома прослушивают диск с музыкальными произведениями, но концерты классической музыки не посещали с ребёнком. По мнению родителей, предпочтения детей следующие: прежде всего, нравится современная детская музыка, на втором месте – классическая. Можно предположить, что слушание музыки по радио, телевизору, прослушивание диска с музыкальными произведениями дома, в автомобиле связано с малым количеством свободного времени родителей и из-за этого невозможностью частого посещения концертов.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего наших детей. Для приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию необходимо предпринять следующие шаги:

• Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;

• Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;

• Организовывать семейные походы в театр, на концерты;

• Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые произведения классиков, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми;

• Дать возможность детям эмоционально почувствовать классическую музыку в «живом исполнении».

• Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

• Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

Реализация вышеперечисленных мер будет способствовать обогащению впечатлений, формированию эстетического вкуса, развитию памяти, мышлению, речи,созданию атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Христианские нормы как нравственные регуляторы в жизни современной семьи Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Многочисленные педагогические и психологические.

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Слушание классической музыки Людвига ван Бетховена Лунная Соната» Тема: Художественно-эстетическое развитие (Приобщение к искусству) Интегрированное. Слушание классической музыки «Лунная соната» Людвига.

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Шедевры классической музыки» Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского, через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись). Задачи:.

Методические рекомендации по проекту «Звуки классической музыки вокруг нас» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "ЗВУКИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ВОКРУГ НАС". «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья.

Опросник для выявления семейных ценностей современной семьи ОПРОСНИК для выявления семейных ценностей современной семьи. Уважаемые респонденты! Для определения семейных ценностей в современной семьи.

Вечер классической музыкиВечер классической музыки Цель: Приобщать детей и родителей к музыкальной культуре. Воспитывать художественно-эстетический вкус, обогащать музыкальными впечатлениями,.

Воздействие классической музыки на нравственные качества дошкольников Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни» Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи»
Опубликовано: 19 января 2016 в 15:05
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД