Лучший педагог года

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть

Гульсина Хасанова
Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть

Весна

Работа в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении животных, время активного труда детей в уголке природы. Совместно с воспитателем осуществляется пересадка тех растений, которые в ней нуждаются.

Воспитатель проводит длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Для этого в уголке природы высаживают семена, выращивают рассаду овощей и цветов.

Наблюдение и труд на участке детского сада.

Публикация «Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть» размещена в разделах

Содержанием наблюдений в природе весной является постепенное нарастание изменений в неживой природе, в жизни растений, животных. Их необходимо фиксировать в дневнике природы. Наблюдения за растениями в это период года весьма разнообразны. Начать их следует с выявления признаков пробуждения растений. Воспитатель может научить детей узнавать растения по почкам, цветкам. Следует понаблюдать за местами появления первоцветов, установить причины разного места их произрастания. Труд детей весной также разнообразен: уборка прошлогодней травы, окапывание растений, подкормка их.

Наблюдения за трудом взрослых способствуют более глубокому осознанию значения труда, дают наглядные примеры бережного отношения к растениям, готовят детей к предстоящей работе на огороде, цветнике. Задолго до начала посадок на огороде, в цветнике воспитатель беседует с детьми о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду (помидоров, астр, бархатцев, петуньи и др.).

Перед работами на участке в группу приносят семена овощных и цветочных культур. Дети под руководством педагога рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель на глазах у детей берет блюдечко, кладет в него вату, а сверху – несколько семян какой-нибудь культуры. Поливает семена водой и ставит блюдечко в теплое место со словами: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится».

Часть семян, предназначенных для посева, оставляют в группе с тем, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть и потрогать их, сравнить с теми, что проросли. Наблюдения за

прорастанием семян помогают детям представить, как развивается растение, переходя от одного состояния к другому.

Лето

Наблюдения и труд на участке детского сада.

В связи с климатическими особенностями нашего региона, в повседневных наблюдениях детей знакомят с весенними цветущими растениями (тюльпаны, нарциссы, ландыши, ирисы, крокусы, анютины глазки и т. д.) позже, лишь в июне. Проводятся специальные занятия по наблюдению весенних цветов (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). В процессе восприятия весенних цветов педагог подводит детей к эмоциональному отклику на их цвет – из золотистых оттенков складывается первая гамма в цветочном календаре весны. Показывает детям, как прекрасны тюльпаны: общий облик стройного растения, крупные нарядные цветки, открыты е на встречу солнцу и богатая палитра окраски атласных лепестков.

Детей, проживающих в нашем регионе знакомят с такими лекарственными растениями, как подорожник, Иван – чай, мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка аптечная, клевер и т. д. Их следует беречь и охранять, так как многие из них встречаются редко и в небольшом количестве.

Когда на территории детского сада расцветают черемухи, рябины, яблоня, земляника, клубника, дети наблюдают за массой белорозовых цветов, ощущают нежный аромат, овладевают вниманием и чувствами, восхищаются и приятно удивляются, в них пробуждается доброе отношение и чувство красоты к прекрасному миру растений.

Одним из нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность организованная на цветнике, вблизи клумб, на ягоднике, способствующая эстетико-экологическому и творческому развитию детей.

Основной формой организации труда являются длительные и систематические поручения. Тот или иной участок работы (например, выращивание моркови) закрепляется за подгруппой из 3-4 человек. Внутри каждого звена работа выполняется поочередно дежурными.

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во вторичной вскопке земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа детей знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Дети высаживают рассаду (помидоров, пересаживают цветы (анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунию, настурцию, табак и др.). В ходе работы воспитатель учит дошкольников делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение в ямку, засыпать ее землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.

Старшие дошкольники пропалывают растения на разных стадиях роста. Значение прополки дети хорошо понимают: вредные растения мешают росту культурных, отнимают много света, воды. Трудность заключается в том, чтобы научить их отличать сорняки от культурных растений (например, листья сорняка – пырея очень похожи на первые листья моркови). Наблюдая с детьми всходы, надо обращать их внимание на то, что не все растения одинаковые. Большинство выросло из тех семян, которые сеяли, а некоторые – из оставшихся в земле корней и семян сорных трав. Учить ребенка различать растения помогает сравненивать их по внешнему виду.

Обучение приемам прополки проводится на фронтальном занятии. Педагог объясняет, что надо брать траву за стебель у самой земли, и, немножко раскачав, выдергивать, а затем отряхивать землю с корней, сопровождает свои слова показом. В течение лета внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.

Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Рвать много цветов нельзя – букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок – это тот, который стоит там, где он «родился» - на обочине полевой дороги, на цветнике, на лугу, возле студеного ручья и пр., чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.

Детей привлекают к уходу за растениями на ягоднике (уборка сухих листьев, рыхление почвы, прополка, размножение розетками, образующимися стелющимися стеблями материнского растения). В июне цветет земляника, появляются ягоды. Дети привлекаются к опытнической работе. Один кустик земляники пересаживают на свой участок, ведут наблюдения за ее ростом и развитием, делают зарисовки.

«Зеленый детский сад» (выращивание растений)

Для дошкольников выращивание растений является весьма занимательным делом. Кроме того, это прекрасное средство формирование представлений о росте и размножении растений, о значении света, тепла, почвы в их жизни. Выращивать следует прежде всего то, что растет быстро: корнеплоды, картофель, скороспелые листовые растения (листовой салат, шпинат, луковичные растения (лук, чеснок, пряно-вкусовые растения (укроп, петрушка, базилик, кориандр). Но интересно вырастить и плодовые овощи: огурцы, помидоры, горох, фасоль и плодовые растения (гранат, лимон).

В течение всего холодного периода можно выращивать корм для животных (овес, пшеницу, ячмень и другие злаковые культуры).

Располагается сад-огород на уровне, удобном для труда и наблюдений с детьми данного возраста. Рядом с огородом – календари и дневники наблюдений для фиксации процесса и результатов роста и развития. На таком комнатном огороде можно провести интересные наблюдения и опыты, доступные детям. Успешнее всего это получается, если взрослый проводит вместе с ребенком наблюдения раз в неделю. Такая периодичность позволяет обнаружить изменения луковицы. Каждый раз следует не просто наблюдать, но и зарисовывать луковицу. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым, установить, что и как изменилось.

В зимнее время на окне можно сделать настоящую грядку, посадив в ящик корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, дольки чеснока. С ребенком следует рассматривать, как клубень картофеля выпускает белые ростки, как он дает кустик ботвы, если посадить его в землю. При этом малыш не только трудится, поливая грядку, и развивает наблюдательность, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному можно есть овощи: чеснок, лук, петрушку в зеленом виде, листья свеклы (для борща).

Старших дошкольников увлекает выращивание растений из семян. Дети раскладывают на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Посадив в землю проросшие семена, ребенок наблюдает, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и т. д. В зимне-весеннее время, когда с земли еще не сошел снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным. Ну а появление долгожданных плодов (огурцы, помидоры, стручки) для ребенка – и праздник, и награда за терпение и труд.

И в этом случае хорошо, если наблюдения за ростом растений сопровождается зарисовками, но делать их следует реже – один раз в две недели или месяц (растения растут медленно).

Очень интересно детям наблюдать, как происходит выгонка луковичных растений (гиацинт, тюльпан и нарцисс) в комнатных условиях. Дальнейший уход за ним заключается в поливе и регулярном опрыскивании листьев водой.

Выращивать растения можно и из черенков. Особенно интересно понаблюдать, как распускаются в вазе ветки деревьев, или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду. Точно такие же ветки за окном еще по – зимнему голые, а в доме уже весна…

Как много размышлений по этому поводу может возникнуть у ребенка!

Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Дерево»Дидактическое пособие «Дерево» Дидактическое пособие «Дерево». В технике папье-маше выполнена ваза-дерево. Наполнением является природный материал, детские поделки (листья,.

Перспективный план работы в средней группе по теме «Ознакомление детей с комнатными растениями» Перспективный план работы на учебный год по самообразованию. Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть
Опубликовано: 23 марта 2015 в 14:18
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД