Получи документы

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Нина Полозова
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом.

Основной целью психологического сопровождения в ДОУ и является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

О. В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья.

Высший уровень – креативный. Характеризуется устойчивой адаптацией к среде, наличием запаса ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций.

Публикация «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

Cредний уровень – адаптивный. Присущ детям, которые в целом адаптированы к социуму, однако демонстрируют повышенную тревожность. Такие дети включены в группу риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья. С ними необходима работа профилактической и развивающей направленности.

Низкий уровень – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный. Люди с ассимилятивным стилем поведения зависимые, ригидные. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный, трудности вытеснения гнева (его прямого проявления, социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так, возможны психосоматические проявления. В поведенческом плане эти дети чаще всего отличаются хорошей дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей.

Люди с аккомодативным стилем поведения, наоборот, используют активную, наступательную позицию, стремятся подключить окружающих своим потребностям. Дети аккомодативного типа обладают следующими психологическими особенностями: неустойчивая самооценка, зависящая от внешнего окружения, высокий уровень притязаний, острая чувствительность к неуспеху, стремление к лидерству, отсутствие эмоциональной децентрации, сниженная критичность. Эти дети склонны к нарушениям норм поведения, активны и нередко импульсивны. Они доставляют много трудностей работающим с ними взрослым, «так как тянут внимание на себя». Их трудно заставить что-либо сделать, если они сами этого не захотят, остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины.

Детям с низким уровнем психологического здоровья необходима индивидуальная психологическая помощь.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным или средовым факторам относят психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается в семье и в детском саду.

Психотравмирующие факторы в семье – это прежде всего отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребенком; неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль; семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.

В детском саду основными психотравмирующими факторами являются неэффективное взаимодействие воспитателя с ребенком и конфликтные отношения со сверстниками. Они нарушают эмоциональный комфорт, тормозят процесс развития его личности.

К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья ребенка, относят его личностные особенности (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер).

Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития каждого ребенка условий в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение».

Исходя из выше сказанного и составлены задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей:

1. Диагностическое обследование

- детей с целью определения уровня психологического здоровья;

- педагогов с целью определения доминирующего стиля педагогического общения;

- родителей с целью определения доминирующего стиля семейного воспитания.

2. Профилактическая работа

- с детьми с креативным и адаптивным уровнем психологического здоровья (проводится воспитателем в группе в течение дня, с использованием методов, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников);

- с педагогами (консультации по эффективному взаимодействию с детьми);

- с родителями (консультации по улучшению взаимоотношений с детьми).

3. Коррекционно-развивающая работа

- с детьми с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (проводится психологом по программам развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка);

- с педагогами (тренинг эффективного взаимодействия с детьми);

- с родителями (тренинговые занятия в «Школе благополучного родительства»).

4. Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей в ДОУ и семье.

Таким образом, задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления здоровья детей решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) в различных направлениях (диагностика, профилактика, коррекция).

Решение задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника мы видим в следующем:

• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;

• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;

• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;

• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;

• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:

- «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;

- «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;

- «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;

- «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;

- стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;

- экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

- персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Система запланированных мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей позволяет:

детям – снизить уровень тревожности, агрессивности, конфликтности; повысить самооценку, устранить социальные страхи;

родителям – снизить тревожность и эмоциональную холодность в отношениях с ребенком; отладить эффективный стиль воспитания;

педагогам – эффективно взаимодействовать с детьми, опираясь на понимание, приятие и признание личности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2015 в 17:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД