Папки-передвижки

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности

Марина Олеговна Ельчина
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья

Бехтерев В.

Краткая аннотация проекта

Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности» размещена в разделах

Здоровьесбережение становится приоритетным направлени-ем в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.

На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Научная основа: проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – а. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.

Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:

Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач

Сбор, систематизация, хранение информации

Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспита-нию

Степень распространения:

• Представление проекта в ДОУ

• Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники ДОУ, квалифицированные педагоги, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель, родители.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на об-щее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением крово-обращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.

Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.

Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.

Новизна проекта:

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению, праздниках и развлечениях.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с педагогами, инструктором по физвоспитанию, медицинским персоналом, рдителями.

Цель проекта:

• включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи :

• Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.

• Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоро-вьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

• Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать уважительное отношение к культуре.

• Формировать положительное отношение ребенка к здоровому образу жизни, окружающему миру, к своей семье, самому себе.

Гипотеза:

развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Предполагаемый результат:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• развитие физической и умственной работоспособности.

Этапы реализации проекта:

эта-пы цель форма работы содержание сроки

1 этап

организационный Изучение ли-тературы по данной проблеме

Накопление методического ма-териала

Определение задач реализации проекта самообразование

самоанализ

знакомство с но-выми здоровьесберега-ющими технологиями, оценка возможности их применения в муз. вос-питании Определение ос-новных источни-ков информации и необходимых ресурсов работы На про-тяжении всего учебного года

2015-2016

2 этап

диагностический

выявление начального уровня развития музыкаль-ных способностей детей

диагностирование детей при участии стар-шего воспитателя, педа-гогов

разработка инструментария процесса работы

сентябрь-октябрь 2015

3 этап

практический Создание методиче-ских разработок для реализации проекта Музыкальные за-нятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги для детей и роди-телей

Музыкально-валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни

Музыкально-физкультурные развлече-ния

самообразование Мастер-классы, консультации, творческие пло-щадки октябрь-май

4 этап

обобщающий Исследование результатов практи-ческой деятельности

перспектив-ное планирование с учетом этих резуль-татов диагностика уровня развития музы-кальных и творческих способностей

создание методи-ческих рекомендации, брошюр, пособий Анализ, обобще-ние полученных результатов. предварительное подведение ито-гов. Разработка методических ре-комендаций. Кор-рекция деятельно-сти Май 2016

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Условия

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Организация педагогического процесса музыкального развития стар-ших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками ин-струментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инстру-ментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Помещения Процессы Участники

1 2 3

Музыкальный

зал Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Танцевальный кружок

Праздники, досуги, развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли, родители

Групповая комна-та Самостоятельная музыкаль-ная и театральная деятель-ность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми. Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

Физкультурный зал Утренняя разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

Территория дет-ского сада Праздники. Развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники

Спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыха-тельной системы, развивает певческие способности

- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:

литературно-музыкальные гостиные,

• театрализованные постановки;

• беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.

Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важ-нейшая задача всех ДОУ.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Публикации по теме:

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (презентация из опыта работы) В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Конспект родительского собрания «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Время проведения – март Форма проведения – круглый стол Участники: родители, медсестра, воспитатели. Цель: ознакомление родителей воспитанников.

Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Конспект родительского собрания Тема: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»Форма проведения: дискуссия. Цель: ознакомить.

Консультация для родителей на тему «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» Сократ Здоровье.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Презентация к родительскому собранию «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Актуальность: Забота о здоровье ребенка стала занимать в нашей стране приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны.

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Тема проекта:«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» ВВЕДЕНИЕ Оздоровление детей, создание эмоционального.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Укрепление и сохранение здоровья дошкольников Цель: .Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению.

Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности
Опубликовано: 25 августа 2018 в 09:32
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД