Анна Диянова
Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Истинное наслаждение заключается в том,
чтобы душа была веселой и спокойной.
Без этого все золото Мидаса и Креза
не принесет никакой пользы.
Когда человек печалится о малом или
большом его уже нельзя считать
счастливым, он несчастен»
Диоген
В настоящее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, приветствуется творческое отношение к работе, использование проектной деятельности, педагогических технологий и т. д.
Публикация «Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении» размещена в разделах
Педагоги испытывают нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Поводом для разработки данного направления явились результаты комплексного психодиагностического обследования воспитателей ДОУ с целью получения информации об особенностях их эмоциональной сферы и межличностного взаимодействия. Полученные результаты показали: для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Поэтому было принято решение разработать психолого-педагогический проект, целью которого является создание условий для поддержания позитивного эмоционального состояния педагога в ДОУ, так как профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактики синдрома «эмоционального выгорания», а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями является важнейшим компонентом психологического образования, которое организуется и проводится в ДОУ.
Участники проекта : коллектив ДОУ.
Основные задачи работы:
1. Совершенствовать методы и стиль руководства, создать в коллективе атмосферу доброжелательности, доверия и уважения.
2. Создать оптимальные условия для деятельности педагогов.
3. Ознакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
4. Формировать потребность в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний;
5. Снизить количество негативных переживаний и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.
6. Формировать позитивное восприятие самого себя.
Этапы работы.
1. Диагностический:
• Выявление условий деятельности педагогов;
• Определение психологического климата в ДОУ;
• Выявление особенностей эмоциональной сферы педагогов.
2. Разработка курса развивающе-коррекционных занятий.
3. Практическая реализация проекта, включающая в себя курс практических занятий, семинары и консультации.
4. Анализ. Подведение итогов и выработка рекомендаций к дальнейшей работе по проекту.
Предполагаемый результат: стабилизация эмоционального состояния педагогов и, как следствие, улучшение социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
Мониторинг эффективности реализации программы показал: у педагогов, прошедших курс практических занятий, наблюдаются следующие позитивные изменения: снижается эмоциональная нестабильность, уровень нервно-психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность.
Таким образом, оказанная психологическая помощь педагогам в укреплении психического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия дала положительный эффект.
Литература
1. Гармаев, А. Обрести себя/А. Гармаев// — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Царицын, 2000.
2. Митева И. Ю. Курс управления стрессом. Серия «Легкая работа с трудным клиентом». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004.
3. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б. Д. Карвасарс-кого. - СПб. : Питер Ком, 1999.
4. Родионов В. А. и др. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. — М. : НОУ Школа «Премьер», 2000.
5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. - 1994. - № 6.