Папки-передвижки

Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении

Анна Диянова
Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении

«Истинное наслаждение заключается в том,

чтобы душа была веселой и спокойной.

Без этого все золото Мидаса и Креза

не принесет никакой пользы.

Когда человек печалится о малом или

большом его уже нельзя считать

счастливым, он несчастен»

Диоген

В настоящее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, приветствуется творческое отношение к работе, использование проектной деятельности, педагогических технологий и т. д.

Публикация «Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении» размещена в разделах

Педагоги испытывают нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Поводом для разработки данного направления явились результаты комплексного психодиагностического обследования воспитателей ДОУ с целью получения информации об особенностях их эмоциональной сферы и межличностного взаимодействия. Полученные результаты показали: для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Поэтому было принято решение разработать психолого-педагогический проект, целью которого является создание условий для поддержания позитивного эмоционального состояния педагога в ДОУ, так как профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактики синдрома «эмоционального выгорания», а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями является важнейшим компонентом психологического образования, которое организуется и проводится в ДОУ.

Участники проекта : коллектив ДОУ.

Основные задачи работы:

1. Совершенствовать методы и стиль руководства, создать в коллективе атмосферу доброжелательности, доверия и уважения.

2. Создать оптимальные условия для деятельности педагогов.

3. Ознакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

4. Формировать потребность в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний;

5. Снизить количество негативных переживаний и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.

6. Формировать позитивное восприятие самого себя.

Этапы работы.

1. Диагностический:

• Выявление условий деятельности педагогов;

• Определение психологического климата в ДОУ;

• Выявление особенностей эмоциональной сферы педагогов.

2. Разработка курса развивающе-коррекционных занятий.

3. Практическая реализация проекта, включающая в себя курс практических занятий, семинары и консультации.

4. Анализ. Подведение итогов и выработка рекомендаций к дальнейшей работе по проекту.

Предполагаемый результат: стабилизация эмоционального состояния педагогов и, как следствие, улучшение социально-психологического климата в коллективе ДОУ.

Мониторинг эффективности реализации программы показал: у педагогов, прошедших курс практических занятий, наблюдаются следующие позитивные изменения: снижается эмоциональная нестабильность, уровень нервно-психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность.

Таким образом, оказанная психологическая помощь педагогам в укреплении психического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия дала положительный эффект.

Литература

1. Гармаев, А. Обрести себя/А. Гармаев// — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Царицын, 2000.

2. Митева И. Ю. Курс управления стрессом. Серия «Легкая работа с трудным клиентом». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б. Д. Карвасарс-кого. - СПб. : Питер Ком, 1999.

4. Родионов В. А. и др. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. — М. : НОУ Школа «Премьер», 2000.

5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

Публикации по теме:

Прогулка после долгой холодной зимыПрогулка после долгой холодной зимы Весна придет Еще зима. Еще искрится Снег на деревьях в вышине. Но с каждым днем все громче птицы Звенят, щебечут о весне. Еще порой мороз.

Завязалась душа узелком ожиданья. Распустилась душа лепестком состраданья. Завязалась душа узелком ожиданья. Распустилась душа лепестком состраданья. (Е. Фролова)Берлога БогаСлегка качнутся небеса,И поплывет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение психического здоровья педагога в образовательном учреждении
Опубликовано: 27 августа 2014 в 11:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД