Ирина Голубева
Конспект занятия по составлению описательного рассказа о зимующих птицах
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Задачи образовательных областей:
Познание:
• расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
• Развивать умение устанавливать элементарные связи;
• Развивать логическое мышление.
• Закрепить счет в пределах 20, умение сравнивать, находить большее и меньшее число.
Коммуникация:
Публикация «Конспект занятия по составлению описательного рассказа о зимующих птицах» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа);
• уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
• Познакомить детей со словообразованием.
Социализация:
• Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Художественное творчество:
• Упражнять в умении закрашивать силуэты птиц.
• Развивать эстетическое восприятие, творчество.
Словарная работа: зимующие птицы, длиннохвостая, белокрылая, белобокая, сладкоголосая и т. д.
Интеграция: П, С, Фр, Х. т, К
Материал: конверт с загадками. Картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока и т. д., мнемотаблица, раскраски птиц, два дерева, синие и оранжевые листочки по количеству детей.
Предварительная работа:
1. Беседа о птицах.
2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются.
3. Рассматривание альбомов о птицах.
4. Разучивание физминутки «Снегири»
5. Разучивание психогимнастики.
6. Разучивание с ребенком стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)
Ход :
Воспитатель. Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу, и повторите мысленно за мной: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». Вдохните глубоко и забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети читают стихотворение).
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот как весело живем.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера
Воспитатель: Сейчас мы выясним, ребята, ваше настроение. Посмотрите, здесь два дерева: дерево радости и дерево печали. Синий листочек обозначает дерево печали, оранжевый – дерево радости. Возьмите листочки, которые больше подходят вашему настроению и повести на дерево.
- Сколько листочков на дереве радости?
- А сколько на дереве печали?
-На каком дереве больше листочков?
У большинства наших детей хорошее настроение, а если у кого настроение грустное попробуем его исправить. (Дети садятся на стульчики).
Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом письме? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает:
«Тень, тень!
Как хорош весенний день!»
(Синица)
Грудка ярче, чем заря
У кого?
(У снегиря)
Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.
По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о снегире.
- Это птица снегирь. Снегирь небольшая птица. У него не большие крылья, длинный хвост. Клюв короткий и крепкий. У снегиря голова, крылья, хвост – чёрные, спина серая, а грудка красная – будто яркая заря. Он питается ягодами рябины и семенами шишек и растений.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)
В красных майках снегири
Распустили пёрышки (хлопают себя по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)
За метелью, за метелью.
Затем дети садятся на места. (Игра «Скажи правильно»)Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)
• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)
• Если у птицы черная голова? (черноголовая)
• Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)
• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)
• Если у птицы белый бок? (белобокая)
А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Дети называют, а воспитатель вывешивает картинки)
Воспитатель. А сейчас с вами поиграем в игру «Угадай кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.
Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
Воспитатель. У нас тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы.
Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!" (ребенок)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас изменилось? Никому не хочется перевесить свой листок с дерева печали? Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить раскраски птичек, вы их раскрасите как хотите. Дети идут раскрашивать птиц.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по разделу коммуникация
в подготовительной группе № 1
на тему: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Составила :
воспитатель МБДОУ
«ДСКВ №82»
Голубева И. Г.
г. Братск 2013 г.