Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц

Екатерина Савельева
Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц

Цели:

• Дать понятие о жанре небылицы.

• Закрепить представление об особенностях жанра сказки.

• Упражнять в умении рассуждать, делать выводы, аргументировано доказывать их правильность, пользоваться при доказательстве словами: во-первых, во-вторых.

• Учить составлять загадки-описания, небылицы.

• Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с помощью слов: чтобы, потому что.

• Учить подбирать односложные и многосложные слова.

• Развивать речетворческие способности.

• Упражнять в правильном произношении и дифференцировании звуков г-к, подборе слов с этими звуками.

Ход занятия

Воспитатель читает несколько загадок-описаний, после отгадывания каждой анализирует содержание описания в загадке, которое позволило ее отгадать. Предлагает детям самим составить загадки, поясняет, что для составления загадки нужно описать предмет: назвать, к чему он относится (посуда, животное, вид транспорта и т. д., как выглядит, как используется или как передвигается, чем питается.

Воспитатель читает фрагмент текста:

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал тогда, что будет

С ним сплошная маета.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад,

Пел им песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд!

Небылицы, небылицы

Переходят все границы,

Ну и что же, ну и что же —

Быль и небыль так похожи!

Воспитатель интересуется, догадались ли дети, о чем будет следующий разговор. Показывает картинки-небылицы. Вопросы:

— Что в этих картинках неправильно? Докажите.

— Что надо изменить?

Педагог побуждает пользоваться при доказательстве словами «во-первых», «во-вторых», чтобы показать последовательность рассуждений.

Читает небылицу:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

В беседе с детьми по содержанию воспитатель побуждает объяснять несоответствие действительности, используя словосочетание «потому что».

Физкультминутка

Воспитатель называет животное, дети показывают любое движение, нехарактерное для него в реальной жизни (заяц – ползет, танцует; лиса – плавает, красит губы и т. д.).

Задания:

— Придумать небылицу: описав действие, нехарактерное для персонажа (по принципу предыдущей физкультминутки — самолет скачет, машина летит); фантастический внешний вид предмета или объекта (заяц с длинным пушистым хвостом, летающая фабрика детских игрушек); составить небольшой фантастический рассказ.

— Закончить предложения:

• Чтобы придумать небылицу.

• Нужно хорошо учиться, чтобы.

• Мы читаем сказки, чтобы.

— Произнести скороговорку-небылицу:

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата,

И как волчата галчата молчат.

М. Бородицкая

— Придумать слова со звуками г—к в начале и середине, со звуком л в конце.

— Придумать слова, сходные по звучанию:

• Ракета (конфета, котлета.).

Подводя итог беседы о небылицах, воспитатель объясняет этимологию слова (небыль, выдумка, небывалая история, предлагает детям определить сходство и различие небылиц и сказок. Поясняет, что и те и другие — фантастические, выдуманные истории, небылицы маленькие по объему, чаще рифмованные. Уточняет с детьми, по каким признакам отличают сказку от других произведений.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Веселые задачки»Дидактический материал «Веселые задачки» Цель: обучение решению простых арифметических задач Задачи: Формировать умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические.

Перспективный план «Обучение решению арифметических задач детей подготовительной группы» 1. Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос задачи.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц
Опубликовано: 13 марта 2015 в 21:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы». Цель: развитие интереса к русскому языку. Задачи: -закрепить знания детей,...
Фотозарисовка «Моё увлечение — вышивка салфеток»
Два цветочка, три листочка – Вот и композиция. Я в рисунке самоучка, Вышиваю лучше я. Переход от тона к тону Разукрасит вышивку. Незаметен будет...
Мастер-класс по изготовлению сувенира-оберега «Подкова»
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: Картон гофрированный ( можно использовать коробки) Простой карандаш, ножницы ( может...