МААМ-картинки

Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках

Ольга Смирнова
Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках

Соотношения элементов реальности и фантастики в сказках

Анализ народных сказок

«Царевна-лягушка»

“Царевна-лягушка” – русская народная сказка, по жанру – волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.

Время действия сказки – неопределенно-прошедшее (“В старые годы у одного царя было три сына”).

Публикация «Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках» размещена в разделах

Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, “потусторонний” – “тридевятое царство”, куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.

«Морозко»

Известная нам с детства сказка “Морозко” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица, которому приходит на выручку чудесный помощник (Морозко) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Место действия: 1) действие происходит в русской деревне, описывается быт крестьян, жизнь обычной русской семьи. 2) лес, где главная героиня встречается со сказочным персонажем Морозко. Отсюда мы можем сделать вывод, что в народной сказке «Морозко» присутствуют элементы бытовой и волшебной сказки.

«Колобок»

В народной сказке «Колобок» действие сначала происходит в русской деревне («Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две», затем старуха испекла Колобок и поставила его на окно. В зачине описывается быт русского народа, что соответствует особенностям бытовой сказки.

Затем мы видим, как появляются признаки волшебной сказки «Колобок полежал, полежал, взял да и покатился» - с этого момента в сказке появляется волшебство. Оно присутствует на протяжении всей сказки, Колобок поёт песни зверям, которые говорят «Колобок, Колобок, я тебя съем!». Поскольку в сказке встречаются лесные звери, мы можем сказать, что она так же относится к сказкам о животных.

«Лиса и журавль»

Эта сказка относится к сказкам о животных, поскольку её главные герои лиса и журавль.

Они приглашают друг друга в гости «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу», лиса и журавль общаются на человеческом языке «Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости», пользуются предметами посуды «На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол». Исходя из этого мы видим, что в данной сказке так же присутствуют элементы волшебства. Поэтому мы можем отнести её и к сказкам о животным, и к волшебным сказкам.

«Репка»

В народной сказке «Репка» действие происходит в деревне «Посадил дед репку…», «Выросла репка сладк, крепк, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку». В зачине мы видим, что сказа бытовая, поскольку действие происходит в реальном мире и с реальными героями. Затем сказка начинает преобретать черты волшебной «Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,», поскольку в реальном мире мы не встретим жучку, кошку и мышку, которые будут помогать тащить репку. Отсюда мы можем сделать вывод, что сказка «Репка» относиться и к бытовой и к волшебной сказке.

Анализ авторских сказок

«Айболит» Корней Иванович Чуковский

Сказку «Айболит» можно смело назвать волшебной, поскольку на протяжении свей истории мы встречаем зверей, которые разговаривают и приходят на приём к врачу «И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!"», могут писать «Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: "Вот вам телеграмма От Гиппопотама!"», предлагают свою помощь человеку «Но тут выплывает кит: "Садись на меня, Айболит». Так же сказку можно отнести к сказкам о животных, поскольку в ней встречаются герои-звери.

«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен

Это волшебная сказка, волшебство сопровождает её от зачина до концовки. Начинается оно с необыкновенного появления главной героини Дюймовочки «Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка», затем появилась говорящая жаба, которая украла маленькую девочку для своего сына, так же в сказке встречаются и другие герои-звери, которых автор наделил способностью разговаривать.

«Красная шапочка» Ш. Перро

Сначала действие происходит в деревне, где жила девочка, мы видим описание взаимоотношений в семье «Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше», ничего волшебного в зачине нет. Затем девочка отправляется к бабушке, в лесу она встречает волка, который может разговаривать – это первое проявление волшебства в сказке. Затем волк приходит к бабушке «Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее», здесь мы видим явное преувеличение автором возможностей волка. Когда внучка пришла к бабушке волк так же, как и бабушку, проглотил её. Потом автор вводит в сказку героев-спасителей, которые убивают волка «А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная шапочка, а за ней и бабушка обе целые и невредимые.» Данная сказка относится к волшебным, поскольку герои были наделены фантастическими особенностями, которые не имеют места в реальной жизни.

«Сказка о царе Салтане» Александр Сергеевич Пушкин

Действие происходит в избе «Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком», в зачине сказка больше напоминает бытовую, поскольку идёт описание русского быта, ремесла, которым занимались девушки по вечерам, жизни народа. Волшебство проявляется уже в основной части «И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам». Автор наделил коршуна и лебедя человеческой речью «Молвит русским языком: "Ты, царевич, мой спаситель», это так же является волшебным элементом в сказке. Затем лебедь превращает царевича в комара «Будь же, князь, ты комаром». На протяжении всей сказки автор вводит всё новые чудесные элементы. Эту сказку можно отнести к волшебным, поскольку автор на протяжении всей сказки вводит в неё новых чудесных персонажей с нереальными возможностями.

«Телефон» Корней Иванович Чуковский

Эту сказку можно отнести к сказкам о животных, поскольку главные её герои – звери. Но она так же имеет особенности волшебной сказки. Все герои наделены человеческими особенностями: речью «- Кто говорит? - Слон.», способностью читать «А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки!», пользоваться лекарственными препаратами «А потом позвонили цапли: - Пришлите, пожалуйста, капли» и другими. Отсюда мы можем сделать вывод, что эта сказка о животных, но с элементами волшебства.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть III) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»К.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I) Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)«Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается»Вот.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть II) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»На.

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Творческая игра в подготовительной группе ко Дню фантастики на МAAMТворческая игра в подготовительной группе ко Дню фантастики на МAAM В организации занятий по конструированию с дошкольниками мы опираемся на методические рекомендации Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного.

Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Цель: знакомство детей с краткой биографией и творчеством А. С. Пушкина. Задачи:.

Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки»Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Сценарий КВН «Математика в сказках» Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня у нас математический КВН «Математика в сказках». Дети будут показывать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках
Опубликовано: 16 января 2021 в 14:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД