Татьяна Ступина
Сотрудничество с родителями: задачи и формы организации
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Так же и ФГОС ДОО обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Публикация «Сотрудничество с родителями: задачи и формы организации» размещена в разделах
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями должна соответствовать следующим задачам :
• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
• Формирование потребности участия в коррекции речи ребенка;
• Приобщение родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Повышение грамотности родителей в области развития и коррекции речи;
• Расширение общей психолого-педагогической осведомленности родителей;
• Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку;
• Обучение практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию речи.
Традиционные формы работы с родителями в этом направлении на сегодняшний день не являются достаточными и эффективными. Они не соответствуют современным требованиям модернизации системы образования, которая ставит целью работы с семьей - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных, партнерских отношений с ними и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Таким образом, проблема вопроса взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения с семьями заключается в необходимости внедрения новых, инновационных форм работы с родителями и отсутствия таковых в логопедической практике.
1. Создание групп родителей в различных интернет-сообществах или мобильных мессенджерах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников на расстоянии, а родителям в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ. Логопед может также контролировать общую осведомленность родителей представленной информации и отслеживать активных участников. 2. Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
3. Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течение года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.
4. Совместные проекты. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей. Совместные проекты позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д. Поэтому, использование проектной детско-родительской деятельности в условиях логопункта ДОУ - это актуальное и перспективное направление, которое позволяет реализовывать в рамках проекта не только задачи области речевого развития, но и других областей.
5. Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей : консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т. д. Доступность информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.
6. Создание картотек различных игр и упражнений на электронных носителях (в виде презентаций) Видеоконсультация должна иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребёнку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми дома). Если яркая, красочная мультимедийная презентация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких электронных картотек многие пересматривают своё отношение к домашним занятиям, которые даёт логопед. Родители начинают больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.