Приложение МААМ

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности (5 фото)

Ольга Бурякова
Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности
▼ Скачать + Заказать документы

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Так как все семьи, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Публикация «Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности» размещена в разделах

Психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проведенное Л. М. Шипициной, показало, что большинство из них не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье.

В большинстве из них имеют место конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения, отчужденность, одиночество в семье. Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. И до последнего времени в российских исследованиях семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не выделялись в отдельную группу. В массовое сознание людей десятилетиями внедрялся обывательский стереотип о том, что дети с нарушенным развитием рождаются исключительно в семьях с асоциальным поведением. Такой подход является совершенно недопустимым.

Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП, но и их родственникам.

Поэтому для таких семей очень важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, логопедом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. А для нас, специалистов, работающих с такими семьями – это не всегда простая, но бесспорно важная работа, без которой практически невозможно строить эффективную коррекционную деятельность с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.

Многолетняя практика показывает, что такие методы, как метод нравоучений или «лекционный» являются весьма не эффективными. Поэтому более подробно рассмотрим следующие формы организации взаимодействия с семьёй.

Индивидуальные консультации. К ним относятся консультации с одним из членов семьи ребёнка. Такие беседы могут содержать советы по работе с ребёнком, по подготовке к школе. Консультация может быть заранее запланированной, а может возникнуть после вопроса, который задаст вам родитель.

Групповое консультирование. Проводится с несколькими членами семьи одного ребёнка или с несколькими семьями, объединёнными одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковым диагнозом или запланированная тематическая беседа.

Фото №1 Среди множества проблем касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья проблема работы с семьями таких детей занимает основное место

Индивидуальные тренинги для родителей и других членов семьи. Это очень эффективный метод работы, заключается в том, что педагоги наглядно демонстрируют приёмы работы с ребёнком. В роли ребёнка выступают родители или другие педагоги. Не менее эффективный способ – надеть родителю повязку на глаз или глаза. Тем самым мы даём возможность войти в роль слабовидящего или незрячего ребёнка. После этого с объяснениями показывать родителям практические приёмы. Незаменимы индивидуальные тренинги при объяснении членам семьи, в чём состоит нарушение зрения ребёнка. Здесь нам на помощь придут специально подготовленные «симуляторы» различных функциональных нарушений зрения.

Фото №2 Публикация Сотрудничество с родителями детей имеющих особые потребности размещена в разделах Работа с Особыми детьми

Групповые тренинги. Они похожи на индивидуальные тренинги, но проводятся с участием нескольких человек.

Фото №3 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Работа с родителями

Семинары-практикумы («круглый стол»). В ходе этих мероприятий родители не только получают информацию от педагогов, но и имеют возможность обмениваться друг с другом своими достижениями и находками. «Круглый стол» может быть как отдельным мероприятием, так и продолжением групповой консультации или тренинга. Задача педагогов состоит в том, чтобы направлять беседу, отвечать на вопросы и комментировать опыт родителей, которым всегда есть что рассказать. Такие мероприятия необходимы, так как родителям важно поделиться своим опытом и проблемами, почувствовать, что они не одиноки.

Фото №4 Шипициной показало что большинство из них не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами связанными с появлением ребенка инвалида в семье

Индивидуальные занятия с ребёнком в присутствии родителей. Эта самая распространённая форма работы с детьми с нарушением зрения. Родители должны знать, как обучать ребёнка тем или иным навыкам, чтобы продолжать работу самостоятельно в правильном направлении. Обращайте внимание родителей на особенно важные моменты занятия. Родители не должны вмешиваться в ход занятия, не помогать ребёнку, так как этим оказывают «медвежью услугу». Ещё большей проблемой является случаи, когда родители на занятии начинают ругать, «воспитывать» ребёнка, вслух говорить о том, что у него не получается.

Не следует забывать и о родительских собраниях, но только в продуманных активных формах, о выпусках информационных листов, памяток, буклетов. Только с помощью совместных усилий специалистов, воспитателей и родителей, воспитывающих ребенка с ООП (особыми образовательными потребностями, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они (дети) смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.

Публикации по теме:

«Мы рисуем космос». Фотоотчёт«Мы рисуем космос». Фотоотчёт Много интересного материала, посвященного Дню космонавтики, опубликовано за эти апрельские дни на страницах пользователей сайта МААМа. Мне.

«Сюрпризы» северной осени«Сюрпризы» северной осени Осень, осень, как много публикаций появилось на страницах МААМа, посвящённых этому чудесному времени года. Это и удивительные стихи, и.

Автор публикации:
Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 18:32
+103Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бурякова (УИ 205344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД