Ольга Бурякова
Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности
▼ Скачать + Заказать документы
Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Так как все семьи, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.
Публикация «Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проведенное Л. М. Шипициной, показало, что большинство из них не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье.
В большинстве из них имеют место конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения, отчужденность, одиночество в семье. Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. И до последнего времени в российских исследованиях семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не выделялись в отдельную группу. В массовое сознание людей десятилетиями внедрялся обывательский стереотип о том, что дети с нарушенным развитием рождаются исключительно в семьях с асоциальным поведением. Такой подход является совершенно недопустимым.
Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП, но и их родственникам.
Поэтому для таких семей очень важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, логопедом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. А для нас, специалистов, работающих с такими семьями – это не всегда простая, но бесспорно важная работа, без которой практически невозможно строить эффективную коррекционную деятельность с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.
Многолетняя практика показывает, что такие методы, как метод нравоучений или «лекционный» являются весьма не эффективными. Поэтому более подробно рассмотрим следующие формы организации взаимодействия с семьёй.
• Индивидуальные консультации. К ним относятся консультации с одним из членов семьи ребёнка. Такие беседы могут содержать советы по работе с ребёнком, по подготовке к школе. Консультация может быть заранее запланированной, а может возникнуть после вопроса, который задаст вам родитель.
• Групповое консультирование. Проводится с несколькими членами семьи одного ребёнка или с несколькими семьями, объединёнными одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковым диагнозом или запланированная тематическая беседа.
• Индивидуальные тренинги для родителей и других членов семьи. Это очень эффективный метод работы, заключается в том, что педагоги наглядно демонстрируют приёмы работы с ребёнком. В роли ребёнка выступают родители или другие педагоги. Не менее эффективный способ – надеть родителю повязку на глаз или глаза. Тем самым мы даём возможность войти в роль слабовидящего или незрячего ребёнка. После этого с объяснениями показывать родителям практические приёмы. Незаменимы индивидуальные тренинги при объяснении членам семьи, в чём состоит нарушение зрения ребёнка. Здесь нам на помощь придут специально подготовленные «симуляторы» различных функциональных нарушений зрения.
• Групповые тренинги. Они похожи на индивидуальные тренинги, но проводятся с участием нескольких человек.
• Семинары-практикумы («круглый стол»). В ходе этих мероприятий родители не только получают информацию от педагогов, но и имеют возможность обмениваться друг с другом своими достижениями и находками. «Круглый стол» может быть как отдельным мероприятием, так и продолжением групповой консультации или тренинга. Задача педагогов состоит в том, чтобы направлять беседу, отвечать на вопросы и комментировать опыт родителей, которым всегда есть что рассказать. Такие мероприятия необходимы, так как родителям важно поделиться своим опытом и проблемами, почувствовать, что они не одиноки.
• Индивидуальные занятия с ребёнком в присутствии родителей. Эта самая распространённая форма работы с детьми с нарушением зрения. Родители должны знать, как обучать ребёнка тем или иным навыкам, чтобы продолжать работу самостоятельно в правильном направлении. Обращайте внимание родителей на особенно важные моменты занятия. Родители не должны вмешиваться в ход занятия, не помогать ребёнку, так как этим оказывают «медвежью услугу». Ещё большей проблемой является случаи, когда родители на занятии начинают ругать, «воспитывать» ребёнка, вслух говорить о том, что у него не получается.
Не следует забывать и о родительских собраниях, но только в продуманных активных формах, о выпусках информационных листов, памяток, буклетов. Только с помощью совместных усилий специалистов, воспитателей и родителей, воспитывающих ребенка с ООП (особыми образовательными потребностями, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они (дети) смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.