Получи документы

Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса

Елена Бабарико
Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса

Цель: ознакомление педагогов с организационным компонентом

воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: 1) выявить проблемы взаимодействия, связанные с деятельностью

ребёнка и педагога;

2) определить условия организации педагогом деятельности детей

в воспитательно-образовательном процессе;

3) развивать умение педагогов применять на практике продуктивные

методы для организации воспитательно-образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Вступительное слово.

Публикация «Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса» размещена в разделах

2. Выявление проблем организации воспитательно-образовательного процесса.

3. Подходы к организации деятельности педагога.

4. Определение условий взаимодействия педагога и ребёнка.

5. Классификация методов и приёмов для совершенствования деятельностного компонента образовательного процесса (работа в группах).

6. Работа с аудиторией (в командах) по применению методов и приёмов в совершенствовании деятельностного компонента образовательного процесса (корректировка разработанных конспектов занятий).

7. Заключение.

Вступительное слово

Ведущий: - Уважаемые педагоги, тема нашего семинара «Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса».

Свой семинар хотелось бы начать с вопроса: «Что является основой организации воспитательно-образовательного процесса(ответы аудитории)

Необходимый компонент обучающей деятельности воспитателя – это взаимодействие с ребёнком, предполагающее активное участие в его деятельности, учёт его интересов. Понимание специфики педагогической деятельности и человеческой деятельности в целом – это и есть основа организации воспитательно-образовательного процесса.

А. Н. Леонтьеву принадлежит мысль о том, что «…именно во внешней деятельности происходит размыкание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг» [1].

Выявление проблем организации воспитательно-образовательного процесса

Ведущий: - Как вы знаете, ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Организация всего воспитательно-образовательного процесса должно строиться на основе этого вида деятельности. Есть ли проблемы по организации воспитательно-образовательного процесса у вас, уважаемые коллеги?

Проблемы:

• разный уровень познавательного развития у детей;

• несформированность у ребёнка умения брать на себя позицию

субъекта собственной деятельности;

• психологический барьер у педагога к принятию новых

технологий и инноваций (позиция обучающего «учитель –

ученик», материал даётся в готовом виде – «по старинке»).

Из трёх выше изложенных проблем вытекает общая основная проблема – организация деятельности педагога, направленная на обеспечение активного познавательного развития дошкольника

Подходы к организации деятельности педагога

Ведущий: - Существуют несколько подходов к организации деятельности педагога. Рассмотрим каждый в отдельности.

Функционалистический подход преобладает в психологических исследованиях. С помощью этого подхода определяется уровень развития ощущений, восприятия, памяти, мышления и др. Наблюдения показывают, что уровень их развития зависит от мотива деятельности, её жизненной важности, эмоционального состояния ребёнка, т. е. от условий взаимодействия взрослого с ребёнком.

Факторный подход предполагает анализировать не саму деятельность педагога, а лишь её результат под воздействием отдельного фактора. Например, для снятия напряжённости у детей необходимо проводить только «игры на эмоции».

Деятельностный подход считается наиболее перспективным. Сущность этого подхода состоит в том, что образовательный процесс рассматривается в прямой связи с требованиями общества на определённом этапе развития. Деятельностный подход предполагает не расчленять процесс на отдельные составляющие, а выделять лишь действие (владение определённым способом что-либо делать). Именно деятельностный подход предполагает наличие мотива, цели и способа выполнения. Этот подход включает такую организацию и анализ деятельности, при которых возможно взаимодействие воспитателя и ребёнка, т. е. имеет выход в систему общественных отношений между людьми. В деятельностном подходе общение выступает и как самостоятельная деятельность, и как определённое действие.

В процессе деятельности не только происходит накопление знаний, присвоение отдельных действий (способов, но и активизируется психическое развитие детей. Т. В. Габай пишет: «Когда мы говорим о деятельностном подходе к некоторому явлению, это не означает, что мы считаем его обязательно деятельностью в собственном смысле слова: оно может быть и операцией, и действием… Одно и то же предметное содержание реализуется сначала внешними операциями, а потом внутренними…» [2].

Отсюда следует вывод, что психическое развитие ребёнка происходит во внешней деятельности и от того, как она будет организована, зависит качество результата.

Определение условий взаимодействия педагога и ребёнка

Ведущий: - При каких условиях может реализовываться деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе?

Ведущий: - Таким образом, можно подвести итог, педагоги:

• создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в разных видах деятельности : читают вместе книги, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр. ;

• создают условия для развития общения между детьми в разных видах деятельности;

организуют совместную деятельность детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения познавательным опытом и пр.);

• развивают у детей умение общаться в разных видах деятельности (договариваться, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.);

• создают условия для развития творческой активности детей в деятельности;

• предоставляют детям возможность выбора деятельности;

• поощряют детей к получению новой информации в экспериментальной деятельности;

• реализуют индивидуальный подход в организации всех видов деятельности;

обращают внимание на изолированных детей (организуют для них специальные условия вовлечения в деятельность с другими детьми);

способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в разных видах деятельности (организуют деятельность отдельно для мальчиков и девочек и совместные);

• поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в разных видах деятельности.

Классификация методов и приёмов для совершенствования образовательного компонента (работа в группах)

Ведущий: - Какие методы и приёмы могут использовать педагоги для совершенствования образовательного компонента педагогического процесса?

Для ответа на этот вопрос вам необходимо разделиться на две команды.

Ведущий: - Для начала вспомним, что такое методы и что такое приёмы?

Методы – это основные виды деятельности ребёнка и педагога, обеспечивающие решение образовательных задач.

Приём – это деталь метода, отдельная его операция, не имеющая своей самостоятельной учебной задачи.

Существует несколько классификаций методов. Воспроизведём одну из них, способствующую совершенствованию образовательного компонента (педагогам предлагается заполнить таблицу). (Приложение №1)

Методы

Репродуктивные Продуктивные

(воспроизводящие) (творческие)

словесные наглядные практические проблемное частично- исследоват.

рассказ, натуральные наблюдение изложение поисковые методы

беседа, объекты,

объяснение. изображения проблемная самостоят. опыт

объектов. ситуация решение проблем

Ведущий: - Таким образом, для организации деятельности педагога и ребёнка рекомендуется использовать продуктивные методы при построении воспитательно-образовательного процесса.

Работа с аудиторией (в командах)

по применению методов и приёмов в совершенствовании образовательного компонента (корректировка разработанных конспектов занятий).

Ведущий: Сейчас вашему вниманию мы предлагаем уже готовые занятия. Вам нужно скорректировать задачи и содержание занятий, включая в них продуктивные методы для подачи материала.

Командам раздаются отпечатанные конспекты занятий, затем идёт обработка данных. По окончанию работы каждая команда представляет свой вариант нового конспекта занятия.

Заключение

Ведущий: И в завершении нашего семинара хотелось бы сделать вывод:

совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает :

• создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки;

• использования их для преобразования мира;

• переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирования эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми, познанию и преобразованию окружающего мира.

Ведущий: - На этом наш семинар окончен, спасибо за сотрудничество, удачи всем!

Литература

1. Леонтьев Л. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983. с. 147.

2. Габай Т. В. Педагогическая психология. М., 1995. с. 20.

3. Мальшакова, В. Е., Ануфриева, Г. В. Деятельностный подход в работе педагога ДОУ / В. Е. Мальшакова, Г. В Ануфриева // Управление ДОУ 2007. №4, с. 95.

4. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006. с. 43.

Публикации по теме:

Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ Цель: обобщить опыт работы педагогов по взаимодействию с родителями воспитанников. Задачи: - выявить и проанализировать эффективность.

Структура образовательного процесса соответствии с ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково муниципального образования.

Анкета для родителей «Качество образовательного процесса в ДОУ» Уважаемые родители! Администрация МБДОУ детский сад №4 «Светлячок» просит Вас оценить качество образовательного процесса в ДОУ. 4-балла.

Организация образовательного процесса в ДОО. Из опыта работыОрганизация образовательного процесса в ДОО. Из опыта работы Происходящие в дошкольном образовании перемены, с одной стороны, предполагают работу ДОУ в инновационном режиме, а с другой стороны, требуют.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Методы индивидуализации образовательного процесса в ДОУ 2 слайд. Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы.

Событийная организация образовательного процесса в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка» г. Ртищево Саратовской области Событийная организация.

Рекомендации для участников образовательного процесса «Я-талантливый ребенок» «Я – талантливый ребенок» Приглашаем коллег, родителей попытаться помочь выявить и раскрыть способности у своих детей, которые, может быть.

Семинар по теме «Совершенствование образовательного мониторинга в ДОУ. Применение новых технологий» На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности.

Создание условий для организации образовательного процесса в группе 2 слайд Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением 17 октября.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 15:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД