Лена Ротанова
Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как определить имеет ли ребенок синдром
дефицита внимания с гиперактивностью или
он просто активный? Давайте разграничим
эти понятия.
Активный ребенок.
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные
игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать
- может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства)
- скорее исключение.
Публикация «Консультация „Советы родителям гиперактивного ребенка“» размещена в разделах
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый
дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может
и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует
скандал.
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает
двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не
дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками,
беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для
гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на
запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию -
дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные
средства: палки, камни…
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого
появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу
риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения,
тяжелых патологических родов, малыши-искусственники,
родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что
экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать
лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а
скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не
все дети, входящие в группу риска, обязательно являются
гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения"
(беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли
до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в
норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков"
активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье,
четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе,
где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям
потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и
неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то
пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя
голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше
нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе:
"Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более
организованными.
2. Воспользуйся такими советами :
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно
его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые
бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки
у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить
маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача.
Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры.
Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка,
только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым
существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по
земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами.
Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его
это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления
чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.
Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко
разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако
количество запретов и ограничений следует свести к разумному
минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось
довести начатое дело до конца. На примере относительно простых
дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с
избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер,
избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут
быть результатом предъявления ребенку родителями слишком
завышенных требований, которым он по своим природным
способностям просто не может соответсвовать, а также
чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности
может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя
сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные
игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка
на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в
несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или
родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному
питанию, в котором не будет недостатка витаминов и
микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим
деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании:
поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше
вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило:
если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров" : активные виды
спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем,
лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он
часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай
посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь
возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до
конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше
подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет
вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может,
медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите