Получи документы

Советы родителям «Как научить ребёнка писать грамотно»

Алена Ситова
Советы родителям «Как научить ребёнка писать грамотно»

Советы родителям.

«Как научить ребёнка писать грамотно».

Как понять, что ребёнку действительно трудно даётся правописание? Понять это можно по характеру ошибок, которые ученик допускает ещё в тот период, когда внешне всё выглядит вполне благополучно. Если ошибки схожи с примерами, приведёнными ниже, значит тетрадь вашего ребёнка сигнализирует : «Нужна помощь!

Примеры ошибок:

- Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.

- Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса.

Публикация «Советы родителям „Как научить ребёнка писать грамотно“» размещена в разделах

- Зеркальное письмо (т. е. буквы перевёрнуты в другую сторону) : буквы С,Э,З,Б,В и др. (Та же картина может быть и с цифрами)

- Замена букв: Б-Д (колодок, Ж-Х (мужомор,И-У (клумат, Т-П (пигр).

- Правописание гласных в ударных слогах (учетель вместо учитель)

- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов.

- Нечитаемый почерк, мелкое или крупное написание букв, колебание почерка.

- Обилие ошибок «на правило».

- Неумение составлять связные, логические тексты.

- Нелюбовь или даже ненависть к чтению.

Хочу отметить, что в большинстве случаев перечисленные проблемы не существуют по отдельности,а образуют комплекс.

Почему количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается год от года? С чем это связано? Как помочь ребенку избавиться от досадных ошибок?

Существует одна наиважнейшая проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Оказывается, ребенок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясниться устно. Так встаёт перед нами проблема мотивации. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаём их нужность. И,наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы испытываем в них острой необходимости. Как же внушить ребёнку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?

Советы, повышающие мотивацию к письму.

- организуйте письменную переписку между детьми и работающими родителями (Е-маil и SMS- письма). Существует парадокс: ребёнок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слов исчезает один из элементов письма - моторика.

- отыщите неленивого знакомого или родственника, который вступит в переписку с вашим чадом. Одним приятно, другим полезно!

- наладьте выпуск домашней еженедельной газеты или журнала, в которых будет сообщаться о ваших семейных новостях (хроника семьи для грядущих поколений).

- предложите ребёнку ведение дневника, в который ежедневно следует заносить мало-мальски значимые события (просто и полезно).

Изучив исследования нейропсихологов, я пришла к выводу, что проблемы, возникающие при формировании грамотности,появляются из-за незрелости некоторых отделов головного мозга. Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем (то есть по мере создания благоприятных условий для развития ребёнка) созреют, но когда это произойдёт, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы не мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребёнка до некоторой степени активизируется без внешней помощи.

При каких условиях это может произойти?

Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.

Во- вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры.

В- третьих, занимается активными физическими упражнениями.

В-четвёртых, употреблять полезную пищу «для ума»- бананы, мёд, орехи, лимон, рыбу, чернику, клюкву, виноград, морскую капусту, брокколи, семена тыквы, тёмный шоколад, апельсины, зелёный чай и т. д.

Рекомендации родителям :

- обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь ребёнку.

- не ждать, что «само как-нибудь пройдёт», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

- понять, что бесконечные «двойки» и домашние разборки не улучшат ситуацию, а загонят проблемы в тупик.

- узнавайте все задания для вашего ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните- это всё же его задания, а не ваши;

- проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок ребёнка. За малейшие успехи премируйте его полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой, лишним поцелуем на ночь, тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;

- каждое утро растирайте ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, следите за тем, чтобы он по утрам принимал контрастный душ, правильно питался.

- выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребёнка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей»;

- играйте с детьми в «рифмы», сочиняйте и записывайте весёлые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ним ваши совместные произведения;

- попросите учителя информировать Вас об успехах ребёнка;

- помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности детей, играйте с ними в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время прогулок- и успех будет обеспечен.

Упражнения, рекомендуемые нейрофизиологами, нейропсихологами и логопедами по формированию грамотного письма.

Если рука устаёт и не успевает писать диктанты.

1. КОЛЬЦО. Пусть ребёнок носит при себе резиновое жёсткое кольцо и сжимает его при возможности.

2. МЕШОЧЕК. В мешочек положить 8-10 мелких предметов разных по фактуре, размеру, форме, но часть из них должна иметь схожие признаки. По очереди то правой, то левой рукой ребёнок угадывает предметы не вынимая их из мешочка. Предметы надо менять как можно чаще.

3 .ГИМНАСТИКА. Отобрать 10 горошин и 10 зёрен гречки, перемешать. Требуется отделить горох от гречки. Можно усложнить, добавив рис и фасоль.

4. ЧАС МОЛЧАНИЯ. Договоритесь, что ежедневно с 18 до 19 вы будете общаться только письменно, не обращая внимания на ошибки.

Если вместо «крот» получается «кот»(необъяснимые пропуски букв)

1. «АРАБСКОЕ» ПИСЬМО.

Продиктуйте слова, которые ребёнок должен записывать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд. При чтении слова должны читаться слева направо, т. е. как при обычном чтении.

2. ПИСЬМО «ПО – ДРЕВНЕРУССКИ».

Вы диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные точками, а затем гласными, обозначая точками согласные. Начинать письмо следует с коротких слов.

3. СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ.

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, затем называете номер буквы из этого слова, на которую нужно назвать следующее слово. При усложнении игры можно не называть слово, а попросить ребёнка назвать качественное прилагательное, глагол 1 спряжения или существительное 2 склонения и т. д. в зависимости от темы. Либо ведущий называет слово в единственном числе, а ребёнок называет то же слово во множественном ( слова для игры: перо, друг, крыло, дерево, лист, прут, брат, звено, муравей, воробей, гроздь, платье, стул, ружьё, сук, колос, клок).

4 ПУТАНКИ

Ребёнку предлагается карточка, на которой написан ряд слов на определённую тему, буквы в каждом слове переставлены местами, требуется восстановить их правильный порядок и записать.

Если вместо «кот» получается «кит»(замена одной буквы на другую).

1 ПИСЬМО ПО ВОЗДУХУ.

Попросите ребёнка представить, что у него на носу длинный карандаш, можно писать буквы по воздуху, на спине, на ладошке.

2 ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ.

Просмотрите тетрадь ребёнка, выпишите те слова, в которых были пропущены буквы, продиктуйте их заново, но из всех букв он должен писать только проблемные буквы, а остальные- чёрточками.

3 ПОТЕРЯННЫЙ ОБЪЕКТ (развитие внимания).

Спрячьте какой-нибудь предмет и предложите ребёнку найти его. Поиски сопровождаются подсказками: пять шагов налево, поднять глазки наверх, левую руку протянуть вправо, повернуться назад и т. д.

4 ИСПОЛНИТЕЛЬ (развитие внимания)

Ребёнку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, пенал, кукла и пр. Можно устно или на листах написать задания, например: «положи ручку справа от коробки», «посади куклу перед чашкой» и т. д.

5 ЛОТОГРАМ.

Для усвоения правила правописания проверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных нужны 36 больших карточек с написанными на них словами и 36 маленьких карточек с проверочными словами. Для каждого правила требуется свой набор карточек. В игре могут принимать участи до 6 человек.

6 .ЛЕВ ТОЛСТОЙ (развитие речи).

Игру можно провести как в устной, так и в письменной форме. Игроки выбирают любой из предметов, находящийся в зоне их видимости. По очереди они называют слова разных частей речи, с помощью которых можно описать этот предмет. Выигрывает тот, кто назовёт последнее слово.

7. ВОЛШЕБНИК.

Преврати одно слово в другое с помощью Ь и объясни значение обоих слов. Слова для превращения: угол (уголь, мел (мель, шест (шесть, банка (банька, полка (полька, ел (ель, кон (конь, хор (хорь).

Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков.

1. ВСТАВЬТЕ ГЛАСНУЮ БУКВУ В НАЧАЛЕ СЛОВА

О,А,Ы,У,И,Э

_кунь, _зел, _глы, __хо, _зредка,_стный,_гол,_дрес,_жил,_мя, _вгуст, _тренник, _слик, _жин, _хнул, _тпуск, _мный,_стров, _ист, _лей, _кна, _рден, _тот, _дик.

2. ДОБАВЬ В КОНЦЕ СЛОВА БУКВУ Х,Т ИЛИ К.

Ко_, пу_, ра_, лу_, ро_, ма_, ки_, мо_, жу_, ме_, со_.

3. «Ы» или «И»? ВСТАВЬ БУКВЫ,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ СЛОВА.

П_р, б_ть, м_ть, т_, сп_, м_, м_р, в_, с_р, п_ск, п_ль, т_р, в_зг.

4. ВСТАВЬ НУЖНУЮ БУКВУ Б или Д. СКОЛЬКО ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВ?

_елил, _ал, про_ел, _удка

5. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В или Ф

_ар_ара _варит _асоль. У _еры _икус. У _ёдора новая _уражка. _илипп _идел _илина. _екла работает на _ерме. _едя и _ова – школьные то_арищи.

Я надеюсь, что данные игры – упражнения будут полезны, и у вас получится не только преодолеть трудности в овладении родным языком, но и полюбить его. Занимайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке! И не забывайте подкреплять достижения ребёнка словами :

Неужели ты это сам придумал!

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка в детском саду. Советы родителям Практически перед всеми молодыми родителями рано или поздно встает вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад, ведь, увы, но.

Как научить ребёнка дружить Как научить ребёнка дружить Слово дружба вызывает у нас с теплые, приятные чувства. Это важная сторона нашей жизни, и этим она ценна. Часто.

Как научить ребёнка играть в игры Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если педагог организует ее разумно он получает возможность влиять на детей. А. П. Усова отмечала:.

Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках? Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках?Упражнение 1. Рассмотрите вместе с ребёнком клетку, увеличенную в несколько раз. Покажите.

Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребёнка» Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Консультация «Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках?» Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках? Упражнение 1. Рассмотрите вместе с ребёнком клетку, увеличенную в несколько раз. Покажите.

Советы родителям «Как научить ребенка личной безопасности на улицах» Советы родителям. Как научить ребенка личной безопасности на улицах. Цель: профилактика несчастных случаев с детьми Задачи: Развивать умение.

Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.

Советы родителям «Как научить ребёнка вырезать ножницами» В первую очередь, ручки Вашего малыша должны быть готовы к прививанию навыка вырезания. Лучшее упражнение для малыша – выжимание воды из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы родителям «Как научить ребёнка писать грамотно»
Опубликовано: 8 января 2019 в 20:48
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД