Папки-передвижки

Советы воспитателям по успешной адаптации детей

Татьяна Лабик
Советы воспитателям по успешной адаптации детей

На ситуацию привыкания ребенка к условиям дошкольного

учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья,

сформированность его опыта общения, а также степень родительской опеки.

Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку, по

возможности, безболезненно войти в жизнь детского сада.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день.

Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на

все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук,

Публикация «Советы воспитателям по успешной адаптации детей» размещена в разделах

стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более

длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед

воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро

воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме некоторое время побыть

в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым

взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать

должна побуждать его обращаться к воспитателю за игрушками; сказать ему,

какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит.

Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к

малышу, дает игрушки, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в

группе и т. п.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает

неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется

его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений,

испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей

могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно их

органические потребности: неудобство в одежде, несвоевременность

питания, недосыпание. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический

уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна,

кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной

деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных

подходов к ним является залогом формирования правильного поведения

ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым

условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных

проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно

беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут

родителей.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.

Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших

неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства

они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом.

В движениях и действиях с предметами они ведут себя неуверенно,

медлительно. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно,

привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять,

подбадривать и помогать таким детям.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы

ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к

осложнению в его поведении.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя поразному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и

общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и

проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также

приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть

самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его

накормили. Если не знает, как мыть руки - в новой обстановке сразу плачет,

если не знает, где взять игрушку - тоже плачет, не привык спать без

укачивания - плачет и т. д. Поэтому очень важно знать привычки ребенка,

считаться с ними.

Незнание этого значительно осложняет работу воспитателя. Его

педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными

и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого

вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда

проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что

ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может

перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых

педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным

тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон

воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок,

привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие

спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста,

рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно

обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей

необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и

самочувствие малыша.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют

индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые

уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского

сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы

узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются,

опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем

пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене,

чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить

в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в

детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада.

Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении

является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер

педагогических воздействий на него в адаптационный период.

Советы воспитателям по адаптации детей.

1. Несмотря на отношение ребенка к вам ненавязчиво проявляйте к

нему любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте.

Ребенок, который боится разлуки с мамой, может долго сторониться

воспитателя, не признавать и не принимать его. В этом нет ничего страшного

и странного.

2. Помните, что некоторые особенности вашего облика могут

вызывать у него неприятие и страх: высокий рост, громкий голос, резкие

движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или

некоторые детали одежды. Учитывайте это и по возможности

минимизируйте их влияние на детей.

3. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка

взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоциональноположительным, ярким и доверительным.

4. Чаще давайте ребенку ощущение безопасности, находите

способы, вселяющие в него уверенность, чувство успешности в

разнообразных действиях, помогайте справляться с бытовыми делами.

Ребенку нужен веселый, оптимистичный, СО-чувствующий и СОучаствующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать.

5. Старайтесь понимать потребности ребенка, предугадывайте его

желания - это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.

6. Говорите с ребенком о доме, его маме и папе, акцентируя

внимание на том, какие они хорошие, заботливые, думают о своем ребенке,

обязательно вечером придут и чем-нибудь порадуют.

7. Старайтесь использовать косвенные методы воздействия -

переключите внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки,

других детей.

8. Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия,

прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.

9. Встречайте радостно каждого ребенка, особенно испытывающего

страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем

вместе играть».

10. Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними

помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка,

вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных

переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание

других детей.

11. Не настаивайте на игровом общении с вами или другими детьми,

если ребенок боится, не может успокоиться, но при этом не теряйте малыша

из виду. Если возможно, привлекайте его в общие подвижные игры, где вы

выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-коза, мама-курочка - это создаст

дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.

12. В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами

малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий

день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся»,

«С тобой будет веселее, интереснее».)

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Пособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателямПособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателям У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы воспитателям по успешной адаптации детей
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 21:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД